АХМЕРОВ Ахмет Ибатуллович
АХМЕРОВ Ахмет Ибатуллович (15 мая 1920, с. Татарские Выселки ныне Ставропольского района Самарской области — 25 августа 1978, Ярославль) — сборщик покрышек Ярославского шинного завода, Герой Социалистического Труда (1971).
Родился в многодетной крестьянской семье. По национальности татарин. В 1932 году окончил 3 класса сельской школы и из-за разразившегося в Поволжье голода, семья Ахмеровых переехала в Ярославль.
С 1936 года обучался на штукатура в «Заводострое» и одновременно закончил 5 классов в школе рабочей молодёжи. В июле 1938 поступил работать учеником сборщика автопокрышек на Ярославский шинный завод и трудился до призыва в армию в декабре 1941 года.
На фронте Великой Отечественной войны с августа 1943 года и весь боевой путь прошёл в рядах 13-го гвардейского воздушно-десантного ордена Суворова стрелкового полка (1-я гвардейская воздушно-десантная Звенигородско-Бухарестская Краснознамённая ордена Суворова дивизия). Командиром отделения разведки участвовал в освобождении Киева, воевал в Венгрии, Чехословакии, позже — в Манчжурии, награждён боевыми орденами.
После демобилизации в декабре 1946 года вернулся на Ярославский шинный завод, работал сборщиком автомобильных покрышек. За отличные показатели одним из первых на предприятии
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении производственных заданий пятилетнего плана, внедрение передовых методов труда и достижение высоких технико-экономических показателей в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Ахмеров Ахмет Ибатуллович удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Закончил школу рабочих корреспондентов, его статьи публиковались в газетах «Правда», «Советская Россия», «Труд», «Северный рабочий», автор двух брошюр — «Загадка упрямца» (1963) и «Я рабочий» (1973). В течение трёх лет Ахмет Ибатуллович был депутатом Ярославского областного Совета народных депутатов.
Скончался 25 августа 1978 года. На его 90-летие в июле 2010 года на доме № 93 по ул. Свердлова г. Ярославля, где жил Герой, была открыта мемориальная доска.
Награждён двумя орденами Ленина, орденами Красной Звезды (29.5.1945), «Знак Почёта» и Славы 3-й степени (23.10.1944), медалями, в том числе «За отвагу» (01.9.1945) и «За трудовую доблесть» (30.3.1950).
ПУБЛИКАЦИИ
В. Курапин. СЫН ТАТАРИИ
Мы подружились… Как, неужели прошло двадцать с лишним лет? Да, уже двадцать с лишним. Он, как и сейчас, был тогда сборщиком автопокрышек, а я дежурным слесарем, ремонтировал сборочные станки. Скажу откровенно, слесарем я был в ту пору молодым и неопытным. Сборщики не раз шумели:
— Что долго копаешься? Норму делать надо!
А вот Ахмет Ахмеров никогда из себя не выходил:
— Ничего, и Москва не сразу строилась…
И в работе он такой же — спокойный, неторопливый. Но уж без нормы никогда домой не уйдет. Что бы там ни было — с материалами ли плохо, станок ли из-за поломки простоял, — покрышек даст столько, сколько и положено. А если все идет нормально, сверх плана десяток соберет. Ну, а качество его работы можно и не проверять. Уже тогда все покрышки, сделанные руками Ахмета Ахмерова, принимали только первым сортом.
Однажды после смены Ахмет пригласил меня к себе домой. Фая, его жена (она тоже в одном с ним цехе работает), угостила нас отличными татарскими беляшами, потом Ахмет достал семейный альбом. И лишь тут я узнал, что мой друг— не только замечательный мастер сборки покрышек, но и отважный фронтовик-разведчик.
— Что ж ты раньше-то не говорил, что два боевых ордена имеешь? — спросил я.
— А зачем? — удивился Ахмет.
— Я, понимаешь, ищу героя-фронтовика, чтобы о нем рассказать в стенгазете на День Победы, а он, оказывается, рядом сидит, беляшами меня угощает. Ну-ка, рассказывай, за что орден Славы получил.
Ахмет хотел было отшутиться, но я не отступил.
— В Румынии это было, — начал он. — Пошли мы группой в разведку. Среди белого дня. Только выбрались из кукурузы на шоссе, смотрим — машина немецкая идет. Шарах перед ней гранатой. Шофера наповал, а второй жив-здоров. Только от страха онемел. Мы его, долговязого, с собой, да на обратном пути попала в засаду. Тут уж не до «языка» вроде, но и бросать его обидно: офицер! Дрались ожесточенно. Так и добрались с «языком» до своих. Знаешь, что была за птица? Капитан немецкой контрразведки!
Войну Ахмет закончил в Праге. И не в Ярославль поехал оттуда, а в Маньчжурию, громить Квантунскую армию. Домой вернулся с двумя орденами и тремя медалями. Теперь же на его груди еще больше наград. Сверкают серебром медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». А рядом с солдатской «Славой» — «Знак Почета», два ордена Ленина, а чуть выше сверкает золотом звезда Героя Социалистического Труда.
Среди ярославских шинников много, очень много замечательных рабочих. И трудолюбивых, и дисциплинированных, и добросовестных. И все-таки Ахмет Ахмеров — особая, неповторимая в своем роде фигура. Это, я бы сказал, одна из звезд первой величины в богатом созвездии передовиков дважды орденоносного завода.
Вот уже тридцать лет стоит Ахмет за сборочным станком. Он «обувал» прославленные трехтонки «ЗИС-5» и «полуторки», «эмки» и «ГАЗ-51», «Волги» и «Чайки», а сейчас собирает покрышки для грузовых машин Ульяновского автозавода. И не было за все эти многие годы такого дня, чтобы Ахмеров не выполнил нормы. И такого в цехе не помнят, чтобы из-под рук Ахмета, по его вине, вышла покрышка-брак. А он их за свою жизнь собрал более полумиллиона. Один «обул» более ста тысяч автомобилей! За тридцать лет Ахмеров ни разу не прогулял, ни разу не опоздал на смену. «Ну, это, — говорит Ахмет, — само собой разумеется».
А чем измерить его помощь другим, его заботу о товарищах, о заводе, о городе? Около пятидесяти новичков обучил Ахмет мастерству сборки покрышек, более сотни рабочих прошло через его школу передового опыта. Он, Ахмеров, — двадцать лет бессменный профгрупорг участка. И не только (как еще нередко у нас случается) взносы собирает, а и людей воспитывает, соревнование организует. Словом, его профгруппа по всем статьям передовая. Жизнь в ней не угольком тлеет, а огнем горит. Легко сказать, за годы восьмой пятилетки 105 тысяч автопокрышек сверх плана профгруппой дала!
Как-то Ахмет Ахмеров докладывал об опыте работы своей профгруппы на президиуме ЦК профсоюза химиков. Рассказал все честь по чести, а потом претензии стал выкладывать.
— Станки, — говорит, — у нас устаревшие. Все, что могли, из них выжали. Правда, ярославский «Полимермаш» изготовил опытный образец нового, механизированного станка, да его в Москву, в институт шинной промышленности, взяли испытывать. Почти два года уже испытывают. Не спешат, как видите. А не лучше ли этот станок нам передать?
— Быстрей, думаете, дело пойдет? — спросил председатель ЦК профсоюза.
— Конечно! Мы сами в этом заинтересованы!
Вскоре новый станок уже стоял на участке, где работает Ахмеров. Следом и второй получили. Этот взялся осваивать Ахмет. И месяца не прошло, как он стал снимать с него по семьдесят покрышек в смену. А на старом собирал пятьдесят штук. Да и качество изделий на новом станке намного лучше.
— Побольше бы нам таких станков. Сколько покрышек бы дали дополнительно! — мечтательно произносит Ахмет. Это говорит душа рабочего человека, хозяина страны, коммуниста. И ради общего дела он не жалеет времени, труда, не смолчит, когда видит несправедливость, бесхозяйственность.
Встречаю как-то Ахмета в поселке Строителей:
— Какими судьбами тут оказался?
— По депутатским делам.
— Выходной сегодня?
— Да нет. С ночной и опять в ночь…
Три срока подряд был Ахмет Ахмеров депутатом областного Совета. Но и сейчас общественных нагрузок хватает. Он член обкома партии, член завкома профсоюза, председатель цеховой группы народного контроля, член партбюро цеха и, конечно же, бессменный профгрупорг. Вот сколько — на одного! А ведь уже и не молод — за пятьдесят. И работа нелегкая — «колеса» крутить. И детей трое — с ними забот немало. Но не умеет коммунист Ахмеров уклоняться от работы, платная она или нет; не любит он делать в полсилы. Раз избирают — значит, доверяют. А доверием надо дорожить.
Я застал Ахмета дома. Он сидел за столом и что-то писал.
— Небось опять заметку о своей профгруппе пишешь? — спросил я.
— Доклад пишу. Попросили выступить с докладом на заводском партийном собрании, — ответил Ахмет.
Потом Фая угощала нас горячими, пышными беляшами, а Ахмет рассказывал мне о своей работе, о XV съезде профсоюзов СССР, делегатом которого он был.
— Наша профгруппа, — говорил Ахмет, — выступила на шинном заводе инициатором соревнования в честь профсоюзного съезда и 50-летия образования Союза ССР. Мы дали слово снять со своих станков к открытию съезда 5 тысяч покрышек сверх нормы. А результат оказался еще выше. Не пять, а семь тысяч сверхплановых шин изготовили! А пока я был на съезде, обсуждал дела профсоюзные, мои друзья по профгруппе к этим семи еще две с половиной тысячи прибавили. Особенно большой вклад в наш коллективный успех внесли ударники коммунистического труда Александр Лыжин, Николай Маяков, Юрий Моторин, Станислав Мухин, Сергей Новиков… За три месяца каждый из них сделал сверх нормы по 600 и больше покрышек!
— Крепко поработали! Ну, а твой личный вклад?
— Свое обязательство в честь съезда профсоюзов я тоже перевыполнил. Вместо 440 обещанных покрышек собрал сверх нормы 625, — не без гордости сказал Ахмет. — Леонид Ильич Брежнев так сказал на нашем профсоюзном съезде: нынешний пятилетний план составлен с учетом того, что все мы сегодня и завтра будем работать лучше, чем работали вчера. А кто должен показывать пример в труде? Разумеется, мы — коммунисты, профсоюзные активисты. Хоть я — увы! — уже не юноша, но по 12—14 «колес» сверх нормы каждый день делаю. Да и помощница у меня толковая. Помнишь Клаву Филатову? Так со мной до сих пор и работает. Отлично работает!
Несколько лет назад Ахмет Ибатулович Ахмеров выдавал замуж свою старшую дочь — Надию. Она тоже, как мать и отец, на Ярославском шинном работает. Только не в цехе, а оператором информационно-вычислительного центра. Так вот, только сели за свадебный стол — телеграмму приносят. Поздравительную, от директора завода Владимира Петровича Чеснокова. А вскоре и сам он пожаловал на веселье в квартиру рабочего человека. Поднял директор бокал с шампанским и сказал:
— На свадьбах принято говорить молодым добрые пожелания. У меня к вам только одно пожелание: будьте такими же, как ваш отец — замечательный советский рабочий, коммунист Ахмет Ибатулович Ахмеров!
Каждый раз, когда я бываю на шинном, непременно, хоть на минутку, заверну к станку своего давнего друга. Приятно видеть, как он работает. Вот только что снял со станка одну покрышку, а уже вторая готова. Ахмет наклеивает на нее свою рабочую марку — кусочек резины с номером 151, и еще одна покрышка ложится на транспортер. А он уже снова — само внимание. Рабочей маркой надо дорожить! Как и своим добрым именем. И совершенно прав директор Ярославского шинного завода Герой Социалистического Труда Владимир Петрович Чесноков: замечательный рабочий и коммунист — Ахмет Ибатулович Ахмеров. Именно такими людьми сильна наша социалистическая Родина.
Правофланговые армии труда. — Ярославль: Верхне-Волж. кн. изд-во, 1973.