ЯРОСЛАВСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Торжественное открытие в Ярославле губернской мужской гимназии и уездного училища состоялось 15 мая 1805 г.
Высшей ступенью общеобразовательной школы в начале XIX в. становились гимназии, открывавшиеся в каждом губернском городе. В них принимались только юноши, окончившие уездные училища. Курс гимназий был четырехгодичным, а выпускники могли продолжать учебу в университетах или поступать на гражданскую службу.
Поскольку Ярославская губерния входила в Московский учебный округ, предписание об открытии гимназии в городе последовало на имя директора училищ Ярославской губернии
Курс гимназии был четырехгодичным. При открытии в гимназию было принято 50 человек. Количественный состав до 30-х гг. XIX в. практически не изменялся. В 40-е гг. были введены параллельные отделения, что увеличило количество учащихся — в 1843 г. до 218 человек, в 1855 г. до 330 человек. Большая часть происходила из семей различных чиновников и военных. По уставу 1828 г. гимназии становились учебными заведениями для дворян. В Ярославской гимназии состав учеников стал заметно меняться с 1833 г. за счет поступления детей высокопоставленных чиновников, дворян, уездных помещиков. В 1838 г. для них был открыт дворянский благородный пансион.
В гимназии изучались такие предметы, как история, география, древние и новые языки, статистика, начальный курс философии и литературы, политическая экономия, математика, физика, естественная история, коммерческие науки и технология, Закон Божий, черчение, чистописание, архитектура, сельское хозяйство, психология, славянская грамматика и др. Ученики занимались 6 дней в неделю. Ежедневно проводилось по три урока. Занятия начинались в 9 часов, с 12 до 15 часов был перерыв, а затем проводился еще один урок. Наибольшее количество часов отводилось на математику и латинский язык. В 1820 г. главным правлением училищ было утверждено расписание учебных предметов, согласно которому добавлялись такие предметы, как танцы, музыка, гимнастика.
Способности и успехи гимназистов в начальный период работы гимназии оценивались словами «прилежен», «старателен», «добропорядочен» или «ленив и резв». С 1813 г. успеваемость оценивалась количеством шаров, максимальное число которых могло доходить до 9. С 1834 г. успешность учеников стала оцениваться цифрами. Высшей оценкой была четверка. С 1844 г. оценка давалась по пятибалльной системе. По уставу 1828 г. перевод в следующий класс осуществлялся только с примерными оценками. Так, в 1844 г. из 65 учеников, обучавшихся во втором классе, в третий было переведено только 34 гимназиста. Это отчасти объяснялось тем, что по уставу 1828 г. в гимназию могли поступать лица, имевшие домашнее образование, тогда как по уставу 1804 г. в нее поступали только лица, закончившие уездное училище.
По уставу 1828 г. гимназическое образование становилось 7-летним. Из курса гимназий исключались такие предметы, как естествознание, физика, технология и право. В Ярославской гимназии для желающих был введен греческий язык и сохранена физика. В 1849 г. последовало ограничение преподавания латинского языка: только желающим в четырех высших классах. Вводилось как новый предмет отечественное законоведение. Эта мера давала возможность выпускникам не только продолжать образование в университетах, но и поступать на гражданскую службу. За отличные успехи по законоведению ученики получали право на чин 14-го класса. За отличное изучение латинского языка выдавался аттестат с предоставлением права поступать в университет без экзаменов.
Приемные, переводные и вступительные экзамены в первой половине XIX в. обычно устраивались в августе. Сначала проводились экзамены, потом устраивалось торжественное заседание, на котором оглашались полученные оценки, преподавателями произносились речи на латинском языке. Заключительную речь на русском языке произносил гимназист. Лучшие ученики могли награждаться книгами, картинами, старшим ученикам вручались студенческие шпаги.
В 1811 г. были введены «золотые доски» с именами наиболее отличившихся учеников. С 1826 г. в гимназии вводилась форменная одежда для учеников. Это были синие сюртук и мундир с белыми гладкими пуговицами и малиновым воротником, синяя фуражка с малиновым околышем. В 1834 г. форменная одежда несколько изменилась, малиновый цвет менялся на красный и пуговицы стали гербовыми желтыми. В 1840 г. синее сукно было заменено на темно-зеленое. Форму нельзя было носить после окончания гимназии. Ранцы не считались обязательной принадлежностью формы. Ношение же учебных пособий в сумках через плечо воспрещалось.
В первой половине XIX в. в Ярославской гимназии обучались известные впоследствии ученые. Так, например, Н. Зернов окончил гимназию в 1819 г. и после обучения в Московском университете возглавил в нем кафедру чистой математики. С 1816 г. выпускники гимназии стали поступать в Главный педагогический институт в Петербурге. Одним из первых студентов стал выпускник гимназии 3. Леонтьевский, ставший впоследствии известным востоковедом, изучавшим язык, литературу, историю и географию Китая. В 1832—1837 гг. в гимназии учился Н. Некрасов. Многие выпускники продолжали обучение в Демидовском училище или занимали должности преподавателей в учебных заведениях Ярославской губернии.
Коллектив преподавателей в гимназии был небольшим. В 1805 г. он включал трех старших учителей, каждый из которых преподавал по несколько предметов. Младшими считались учителя иностранных языков. В число преподавателей был включен священник, который вел Закон Божий, а также учитель чистописания, черчения и рисования. До середины века количество учителей не превышало 7 человек. Преподаватели довольно часто менялись. Уровень их образования был разным. Были выпускники Московского университета, Педагогического института в Санкт-Петербурге, семинарий и гимназий разных городов России.
Учителя наряду с преподавательской деятельностью занимались научной работой: писали статьи для газет и журналов, в частности для «Журнала полезных открытий». По уставу 1804 г. они должны были вести исторические, метеорологические, топографические и статистические записки о своем крае по программе, составленной Московским университетом.
В начале XIX в. в гимназии не было должности классного наставника или надзирателя. Вся воспитательная работа возлагалась на учителей. С 1813 г. было установлено дежурство учителей для надзора за учениками. В 1810 г. педагогический совет избрал лучших учеников, которые должны были следить, как выполняли домашние задания другие. По уставу 1828 г. вводились телесные наказания и карцер. Наряду с директором и учителями надзор за учащимися стал осуществлять инспектор.
К середине XIX в. Ярославская гимназия оставалась весьма популярным учебным заведением губернии, в котором происходил постоянный рост числа учащихся. Здесь работали квалифицированные преподаватели. Высокий уровень преподавания позволял выпускникам продолжать образование в высших учебных заведениях.
Развитие образования напрямую зависело от учебной литературы, поэтому пристальное внимание уделялось комплектованию учебных библиотек.
Важной частью Ярославской мужской гимназии также была библиотека, позволявшая обеспечивать учащихся необходимой литературой. В начале XIX в. все гимназические книги делились на издания для преподавателей и склад учебных пособий для продажи ученикам. Книги со склада покупали не только гимназисты, но и учащиеся училищ. Закупка книг производилась по решению педагогического совета. Выписка книг шла через директора, который ведал всеми расходами по книжному делу. Реестр на заказ составлялся на заседаниях педагогического совета.
Большая часть книг покупалась в начале века через представителей Московского университета
В 1808 г. руководством гимназии был составлен проект улучшения книгоснабжения. В нем предлагалось открыть книжную гимназическую лавку через все тех же Базунова и Инихина, причем они могли продавать книги также на ярмарках в Ростове и в Макарьеве. Но этот проект был отклонен училищным комитетом.
Библиотека пополнялась и за счет пожертвований. Так, в 1808 г. мологский городничий Алпьев пожертвовал 300 книг. В 1811 г. гимназия купила книги у профессора Московского университета X. А. Шлецера. Иностранную литературу покупали на деньги, выделяемые Министерством народного просвещения. Так, в 1838 г. для этих целей было выделено 1200 рублей.
В 1864 г. был принят новый устав гимназий и прогимназий, который устанавливал два рода средней школы: классическую гимназию и гимназию реальную. В первой главное внимание уделялось древним языкам, во второй — новым языкам, естественным и точным наукам. Устанавливался семилетний срок обучения. Помимо гимназий разрешалось учреждать прогимназии. По объему предметов они соответствовали четырем низшим классам гимназий.
Те, кто заканчивал классические гимназии, имели право поступать в университеты, закончившие реальные гимназии — только в высшие технические учебные заведения.
Ярославская мужская гимназия была преобразована сначала в семиклассную, а затем, по уставу 1871 г., в восьмиклассную. Новые гимназические уставы изменяли как организационную основу учебных заведений, так и учебный процесс. Так, в 1871 г. в гимназиях был создан институт классных наставников, что не замедлило сказаться на воспитательной деятельности. Наставники должны были извещать родителей и родственников об успехах и поведении учеников. Для помощи наставникам полагались помощники, которые могли посещать учеников и на дому. В Ярославской гимназии их было трое. Они следили, чтобы гимназисты не посещали общественных клубов и «подобных тому собраний». Даже в городском театре дежурил помощник наставника, который следил за тем, чтобы ученики не посещали спектакли. Изменился преподавательский состав гимназий. Увеличилось их количество. Был открыт подготовительный класс в Ярославской мужской гимназии, срок обучения увеличился на год и возросло число параллельных классов. В 1884 г. в ней было 14 преподавателей, в 1899 г. — 16, в основном это были разночинцы.
Заметными были изменения в оборудовании гимназии. Увеличился библиотечный фонд до 15 тысяч томов в 1895 г.; пополнился оборудованием физический кабинет, который содержал в 1890 г. 510 предметов; естественный кабинет насчитывал более 1000 учебных пособий. В 1878 г. в гимназии появился телефон, а также 45 музыкальных инструментов.
***
Чрезвычайно интересным является вопрос размещения гимназии в различные годы её существования, особенно в первое десятилетие. Эту тему подробно исследовал Д.Е.ФИРСОВ.
Помещения Главного народного училища, отведённые для гимназии, требовали «поправки». Поэтому со дня официального открытия по 25 сентября 1805 г. гимназию разместили в здании, арендованном для Демидовского высших наук училища.
Точное месторасположение дома, в котором размещалось в 1805 г. Демидовское училище, точно не было известно уже в середине XIX в. В «Обозрении пятидесятилетнего существования Демидовского Лицея» отмечается, что переданный для устройства Училища «старый Архиерейский дом, существовавший под названием нового и находившийся на берегу Волги и Которосли, на том же месте, где ныне стоит Лицей… по ветхости не мог быть обитаем», в связи с чем «на первое время наняли дом купчихи Васюховой». Далее указывается, что, «устроившись в ожидании перестройки своего собственного здания в нанятом у купца Матвеевского, в приходе Козьмо-Дамианском, доме, Училище торжественно праздновало своё открытие… 29 апреля 1805 года».
По мнению И. Барщевского, училище в тот период находилось «в наемном доме, близ существовавшей тогда цер. Бориса и Глеба», то есть в районе Воскресенской (в настоящее время Революционной) улицы. К. Д. Головщиков пишет: «Как пожалованный училищу дом, по ветхости и неустроенности, не удовлетворял своему назначению, то на первое время и поместили училище в наёмном доме купчихи Васюховой; но вскоре потом нанят был более удобный для училища дом у коллежского секретаря Смирнова, на два года, с 15 апреля 1805 г… до времени окончания перестройки дома, принадлежащего училищу. В этом-то наёмном доме училище праздновало своё открытие… 29 апреля 1805 г.». Это указание
Дальнейшие перемещения Ярославской мужской гимназии легко устанавливаются. По возвращении в отремонтированный Дом призрения ближнего, гимназия размещалась здесь до 1812 г. В 1812—1853 гг. гимназия занимала «собственный дом», «за ветхостью» которого она была переведена во флигель при здании Ярославского Благородного пансиона, находившегося в районе пересечения улиц Воскресенской и Ростовской.
Сам Благородный пансион, учреждённый в 1805 г. при Демидовском училище, с 1833 г. «был отчислен… к ярославской гимназии». Здание, в котором он размещался (в настоящее время — ул. Революционая, д. 3 / Андропова, д. 11) имело давнюю историю, связанную с существованием здесь учебных и социальных учреждений. Ранее на этом месте находились Дворянское училище (школа) с пансионом для беднейших учеников, Воеводская канцелярия (до учреждения наместничества) и Богадельня (Леонтьевская или «Красная»). В 1886 г. здания пансиона и гимназии были перестроены по проекту архитектора Николая Ивановича Поздеева и на их месте разместились Спасские казармы.
В 1880 г. гимназия была переведена в отремонтированное за счёт города бывшее казённое здание Городской Управы на Плац-парадной площади — помещение, по замечанию
В 1901 г. было завершено продолжавшееся с 1897 г. на средства казны, города и губернского земства строительство по проекту московского архитектора Александра Алексеевича Никифорова отдельного корпуса гимназии на Семёновской площади. Здесь закончилась дореволюционная история этого классического учебного заведения.