БЕРЕНДТС Эдуард Николаевич
БЕРЕНДТС Эдуард Николаевич (9.12.1860, Санкт-Петербург — 4 августа 1930, Таллин, Эстония) — крупный специалист в области финансового, административного и государственного права. Доктор финансового права. Администратор. Действительный статский советник.
Происходит из купцов. Выпускник юридического факультета в СПб университета. С 1891 по 1900 преподавал в Демидовском юридическом лицее государственное и административное право. Принимал деятельное участие в трудах ЯГУАК. С 1894 по 1900 был ее председателем. Им составлено описание нумизматической коллекции
Берендтс был членом Ярославского естественно-исторического общества. По его инициативе в Ярославле в августе 1901 года состоялся областной съезд исследователей истории и древностей. В этот, наиболее продолжительный ярославский период его жизни, Берендтс плодотворно работал в науке. В Ярославле вышли такие значительные труды ученого как: «Обзор политико-социального и экономического развития Швеции в XIX столетии» (1894), «Формальный строй государственного хозяйства Швеции» (1894), «Меркантилисты и физиократы в Швеции в XVIII столетии» (1895), «Опыт системы административного права», т. 1, вып. 1 (1898), «О шведско-норвежской унии» (1895).
На годичном акте Демидовского юридического лицея 30 августа 1895, посвященном его 25-летию, Берендтс выступил с речью «Несколько слов о коллегиях Петра Великого». Речь эта примечательна не столько экскурсом в далекое прошлое, сколько патриотическим утверждением того факта, что русская юридическая наука, перестав быть робкой, «несамостоятельной ученицей иностранных ученых», заняла высокое место на научном олимпе, смело и самостоятельно приходит к установлению научных истин, уверенно критикует «теории западноевропейских авторитетов», решительно «отказываясь от предрассудков и неверных положений». Оратор с чувством глубокого удовлетворения отмечал весомость вклада, внесенного ярославской юридической школой в сокровищницу русской юридической литературы.
Для Берендтса-государствоведа характерно отношение к государству как к вечному институту, как к реальной коллективной личности. Он критически относился к индивидуалистическим учениям, принижавшим созидательную роль государства. Берендтс целиком и полностью на стороне воззрений на государство как на орган общественной солидарности, в задачи которого входит создание «благополучия всех и каждого, мерами не только охранительными, но и положительными». В связи с возрастанием у ряда современных российских теоретиков права нигилистических намерений отказаться от изучения теории государства в пользу политологии, исключить ее полностью из системы юридических наук, уместно привести авторитетное суждение на сей счет видного русского юриста. «Главным объектом занятий юриста, — писал Берендтс, — всегда было и будет государство, его функции его право по отношению к составным его частям, и факторы его развития, его обязанности и уяснение отношений к нему индивида». («Индивидуализм и государство. Вступительная лекции по государственному праву. — Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 56. Ярославль, 1891, с. 4).
В 1900 Берендтс как крупнейший специалист по финляндскому праву был назначен помощником статс-секретаря-министра по делам Великого Княжества Финляндского. Он был также введен в состав Совета по делам печати.
Но в 1904 Берендтс возвращается в Демидовский юридический лицей. Ему выпала честь стать первым избранным директором этого учебного заведения. Правда, директорство Берендтса было непродолжительным. В 1905 он подал прошение об отставке и перешел на кафедру финансового права в училище правоведения.
После прихода к власти большевиков покинул Россию. В 1919 году поселился в Эстонии, где с 1 августа стал консультантом министерства внутренних дел по статистике, а с 1 октября 1919 по 1930 год работал на кафедре финансового права на юридическом факультете Тартусского университета. В университете
Похоронен на кладбище Копли.