ЖЕСТОКИЙ РОМАНС
«Жестокий романс» (1984) — экранизация пьесы
Режиссёр: Эльдар Рязанов
Сценарист: Эльдар Рязанов
Оператор: Вадим Алисов
Композитор: Андрей Петров
Художник: Александр Борисов
Производство: Мосфильм
Премьера: 23 ноября 1984
Cерий: 2
Актёры: Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Виктор Проскурин, Георгий Бурков, Татьяна Панкова, Борислав Брондуков, Александр Пятков, Юрий Саранцев, Ольга Волкова, Дмитрий Бузылёв-Крэцо, Александр Панкратов-Чёрный, Сергей Арцибашев, Георгий Эльнатанов
Жанр: драма, мелодрама, экранизация
Награды: в 1984 году по опросу читателей журнала «Советский экран» «Жестокий романс» признан лучшим фильмом года, а Никита Михалков получил приз «За лучшую мужскую роль»; в 1985 году на Международном кинофестивале в Дели фильм удостоен Гран-при.
Съёмки фильма проходили в Костроме. Однако титры в начале картины проходят на фоне панорамы набережной Ярославля. Это не случайно. Сам Рязанов говорил: «Прототипом города Бряхимова, где происходят события в „Бесприданнице“, на мой взгляд, мог быть Ярославль или Нижний Новгород. Не захудалый уездный городишко, как в „Ревизоре“ у Гоголя, с курами и свиньями на улице, а крупный промышленный центр». Панорама Ярославля на тирах как раз и настраивает зрителя на такое восприятие места действия.
В маленькой роли князя Георгия — мужа Ольги Дмитриевны Огудаловой — Рязанов снял актёра Рыбинского драматического театра Георгия Эльнатанова. Именно к нему обращена реплика Паратова-Михалкова: «Князь, князь, зачем так ревновать… Такую красивую девушку от нас увозите…». Интересно, что в пьесе «Бесприданница» этого персонажа нет, о нём только говорят другие герои.
Мнение критика:
Решение Эльдара Рязанова экранизировать знаменитую пьесу
Казалось бы, все предвещало удачу. Но окружение — окружением, но главная героиня в «Бесприданнице», как известно, Лариса. На эту роль была приглашена тогдашняя дебютантка Лариса Гузеева. Как и прежде, режиссер хотел открыть новое актерское имя. Ведь именно с его легкой руки к Людмиле Гурченко и Ларисе Голубкиной сразу после дебютов пришла известность…
Лариса Гузеева очень старалась. Но помимо темпераментных сцен есть у нее эпизоды, сыгранные скованно, без вдохновения, излишне сентиментально и мелодраматично. Видимо, ощущая это, режиссёр в эпизодах с участием Ларисы смещает акценты, позволяя солировать её партнерам. Так возникают на экране сцены, где самоуверенный красавец Паратов (Никита Михалков), улыбаясь, стоит под дулом пистолета бравого гвардейца, где поют и пляшут цыгане…
Впрочем, возможно, мелодраматизм, избыточность чувств «жестоких романсов», столь часто звучащих в фильме, и были отправной точкой замысла экранизации? Если так, то это многое объясняет. К примеру, становится ясной кричащая надрывность финала. Когда смертельно раненная Лариса медленно сползает по стеклянной поверхности ресторанного окна, полузакрытыми глазами встречая окаменевшие от ужаса лица хозяев волжского городка, которые перед тем цинично разыгрывали ее в «орла или решку».
Чем ближе к финалу, тем выше становится температура страстей на экране, тем избыточнее, театральнее игра актеров. Если зритель воспринимает это как должное, как ностальгию по старинным романсам, то всё в порядке. Ну, а если он попытается задуматься — достаточно ли этого для обращения к русской литературной классике?
Александр Фёдоров