МАТВЕЕВСКИЕ, купцы
МАТВЕЕВСКИЕ — известные ярославские купцы и общественные деятели.
Род Матвеевских происходит из принадлежавшей Светлейшему князю Григорию Григорьевичу Орлову подмонастырной слободы Мокруши Ростовского Борисоглебского на реке Устье монастыря (Ростовский уезд Ярославской губернии, ныне — Борисоглебский район Ярославской области). Проживавшие здесь крестьянин Пётр Степанович Матвеевский и его жена Ефросинья Григорьевна имели дочь Татьяну и сыновей Михаила, Степана, Павла и Ивана. Можно предположить, что у них были и другие дети, не дожившие до совершеннолетия.
Основу благосостояния семьи Матвеевских, вероятно, заложил Пётр Степанович, составивший первоначальный капитал на винной торговле. Его дочь Татьяна вышла замуж за ростовского купца Григория Техоновского, старший сын Михаил Петрович Матвеевский записался в ростовские купцы 3-й гильдии. Трое других сыновей в конце XVIII в. переехали в Ярославль.
Степан Петрович Матвеевский (1773 — 1824) впервые упоминается в составе семьи в исповедных росписях за 1775 г. в возрасте 2 лет. 31 августа 1791 г. в церкви села Троицкого в бору (Матвеевские были её прихожанами, когда жили в слободе Мокруши) Степан Петрович венчался с дочерью крестьянина села Поречья Ростовского уезда Екатериной Яковлевной. В 1800 г. они уже значились «квартирующими в Воскресенском приходе» в Ярославле. Согласно записи в метрической книге Воскресенской церкви у
С 1802 г. Степан с женой, дочерьми Серафимой и Ольгой, младшими братьями подростками Павлом и Иваном стал упоминаться среди прихожан Козмодемьянской церкви г. Ярославля. (Церковь до наших дней не сохранилась, фрагменты паперти после значительной перестройки были включены в здание магазина, а в 2000-е в нём устроили гостиницу.) Степан Петрович в 1801 году купил за 16 тысяч рублей огромный дом на углу Плац-парадной площади и Воскресенской улицы — справа от Козмодемьянской церкви (сейчас этот дом известен как «
Несмотря на свое крепостное происхождение, братья Матвеевские были людьми грамотными. На различных документах они ставили свои собственноручные подписи, а не оттиски пальцев или специально изготовленных печатей, как многие из ярославских купцов и мещан.
Степан Петрович продолжил отцовский бизнес по торговле горячительными напитками. Успешная коммерческая деятельность приносила хороший доход. В 1808 году он приобрёл на Ильинской площади усадьбу, которая и сегодня во всех документах и путеводителях значится как «Усадьба Матвеевских». Этот ансамбль, построенный в стиле зрелого классицизма, признан памятником архитектуры федерального значения. Его строительство было начато в начале 1790-х годов помещиком Сергеем Ивановичем Власьевым. В 1802 году сын Власьева — Михаил Сергеевич продал усадьбу губернскому секретарю Михаилу Ивановичу Смирнову. В 1805 — 1807 годах тут располагалось Демидовское высших наук училище, у которого на тот момент ещё не было собственного здания. А 1 мая 1808 года владельцем усадьбы стал Степан Матвеевский.
В соответствии с Сенатским указом от 28 февраля 1809 г. братьям пришлось разделить капитал. После этого Павел Петрович Матвеевский решил перебраться на жительство в Санкт-Петербург. В Ярославле остались Степан и Иван, которому к тому времени исполнилось только 18 лет.
В 1809 г. Степан Петрович был избран гласным Ярославской городской думы, активно участвовал в решении насущных проблем городской жизни. Он составил и 20 марта 1811 г. предложил на рассмотрение своих коллег записку об увеличении городских доходов. Хозяйским неравнодушным взглядом обозрел он все статьи городских доходов и расходов, «вошёл в подробное рассмотрение подлежащих в Градской думе дел» и, обнаружив много недостатков и упущений, предложил пути их устранения (подробнее см. статью историка-архивиста
В конце 1811 года
18 июля 1814 г. Степан Петрович Матвеевский и Рыбинский городской голова Лаврентий Алексеевич Попов отправились в г. Санкт-Петербург делегатами от купечества Ярославской губернии на встречу возвращавшегося из европейского похода императора Александра I. Они везли ценный подарок — вызолоченное серебряное блюдо с золотой солонкой для поднесения хлеб-соли царю-победителю. На блюде была сделана надпись: «От Градских Обществ Ярославской Губернии Спасителю Европы Александру первому и нам премилосердому». А солонка представляла собой чашечку, которую поддерживал двуглавый орел, на шее которого вензелем изображалось имя царя и слова «Спасителю Европы». Император депутатов от российских городов (в том числе и ярославцев) не принял, и подарки вернулись обратно. Блюдо и солонка остались на хранении в Ярославской городской думе.
15 июля 1814 г. Ярославский гражданский губернатор князь М.Н. Голицын представил Степана Петровича Матвеевского за «примерное усердие и ревность» в выполнении возложенных на него городским обществом обязанностей к награждению золотой медалью на Аннинской ленте с надписью «За полезное» (награждение состоялось в июне 1819 г.).
В конце 1814 года
Под его непосредственным руководством Ярославль приобретал новый благоустроенный вид. Был завершен слом старой Семеновской башни. Продолжалось строительство мытного рынка и нового Гостиного двора по планам архитектора П.Я. Панькова. Строился мост через реку Которосль. Благоустраивалась набережная реки Волги, а также городские улицы. После постройки каланчи преобразилась Семеновская площадь (архитектор П.Я. Паньков). Улицу против Казанского монастыря выровняли, сделав бульвар. Одновременно шли работы по озеленению города.
Но, несмотря на пожертвования и подати, собиравшиеся с горожан, средств для завершения постройки нового Гостиного двора и мытного рынка в Ярославле не хватало. Тогда Степан Петрович Матвеевский решил заложить свой собственный дом и получить необходимую сумму. Ссуды под залог дома выдавались из Приказа общественного призрения
Справа — западные корпуса Гостиного двора, построенные по проекту
Первый заем следовало погасить 23 октября 1815 г., второй — 17 июня 1816 г., что сделано не было. Приказ общественного призрения до конца 1816 г. давал отсрочки платежа в нарушение правил, так как отсрочка предоставлялась только в случае уплаты должником хотя бы четверти долга. Но
Видимо, это сказалось на его «рейтинге»: на выборах городского головы в декабре 1817 г.
По инициативе Ярославского гражданского губернатора Г. Г. Политковского в 1818 г. был создан специальный комитет для ревизии денежных средств на строительство нового Гостиного двора и мытного рынка. Выводы, сделанные комитетом, свидетельствовали о нарушениях городским головой и гласными финансовой дисциплины, повлекших за собой долги. Ярославская Палата уголовного суда приступила к проведению следствия.
Однако проблемы как-то удалось урегулировать, и в декабре 1820 г. на очередных выборах победу вновь одержал Степан Петрович Матвеевский, ставший Ярославским городским головой в третий раз, на 15-е трехлетие (1821 — 1823 гг.). В течение года он как всегда ревностно «правил свою должность». А 8 февраля 1822 г. указом Ярославского Губернского правления за № 3094 было предписано «За болезнею градскаго главы Матвеевскаго от должности уволить, и определить по нем кандидата купца Ивана Кузнецова». Заболел
Скончался Степан Петрович от паралича 19 ноября 1824 г. и был погребен на Ярославском городском Леонтьевском кладбище.
Дочь Степана Петровича — Серафима вышла замуж за костромского купца. В Ярославле, таким образом, остался только младший из братьев Матвеевских — Иван со своим семейством.
Иван Петрович Матвеевский (1791 — 1864) успешно продолжал начатое отцом и братом дело. Помимо виноторговли, он освоил и другие направления коммерческой деятельности — торговал тканями, хлебом, сдавал в аренду недвижимость. В конце 1853 года он был избран ярославским городским головой на трёхлетие 1854 — 1857 гг. В это время Россия вела Крымскую войну, в 1855 году при участии
У Ивана Петровича и его жены Александры Никитичны были сын Пётр и дочь Татьяна (о других детях сведений нет).
Татьяна Ивановна (16.08.1827 — 26.04.1899) вышла замуж за одного из богатейших купцов и промышленников Ярославля Порфирия Ивановича Оловянишникова, внесшего огромный вклад в экономическое и культурное развитие города (см. статью «Оловянишниковы»). На свои средства Порфирий Иванович построил звонницу для Власьевского прихода и подарил церкви самый большой в Ярославле 1000-пудовый колокол. В 1868 году Порфирий Иванович с семьёй перебрался в Москву, но Ярославль не забывал.
Пётр Иванович Матвеевский (1817 — 1867?) продолжал семейное дело, а после его смерти во главе торговой фирмы встала его вдова Елизавета Алексеевна.
У Петра Ивановича и Елизаветы Алексеевны было многочисленное потомство: сыновья Николай (род. 1846), Иван (1847), Леонид (1851), Алексей (1852), Сергей (1854), Пётр (1856), Михаил (1861), дочь Елизавета (1857). Все они, кроме Леонида, упоминаются в газете «Ярославские губернские ведомости» за 23 декабря 1908 года в списке лиц, имеющих право участия в выборе гласных Ярославской городской думы на пятое, с 1909 года, четырехлетие. Другого следа в истории Ярославля они не оставили.