Отечественная война 1812 года
и ярославское общество
Отечественная война 1812 — событие, которое всколыхнуло Россию. В ее ходе народ отстоял независимость страны, разрушил замыслы Наполеона о мировом господстве, освободил от французского владычества страны Европы. Война отразилась и на жизни ярославского общества.
Ярославская губерния не была зоной боевых действий, но после занятия французами Москвы она стала прифронтовым тыловым районом, её жители активно участвовали в защите Отечества как в рядах регулярной армии, так и в составе ярославского ополчения.
Война 1812 не стала внезапной для России. Обе стороны активно готовились к войне и наращивали боевую мощь своих вооруженных сил. Об этих приготовлениях знали и в губерниях. 30 мая 1812 ярославский губернатор кн.
С началом войны роль и место губернии и её населения в разгроме врага значительно возросли. Уже 24 июля 1812 в Ярославле состоялось собрание дворян губернии. В нем участвовали 461 чел. из общего числа 732 ярославских помещиков. Обсуждался вопрос о формировании ополчения — Ярославской военной силы. Начальником ее избрали генерал-майора
После Бородинского сражения и вступления французов в Москву десятки тысяч беженцев прибыли в Ярославль и другие города губернии. Местные власти, городские управы провели большую работу по размещению людей в гостиницах, постоялых дворах, частных домах и квартирах горожан. Многих прибывших поселили по богатым монастырям. Чтобы справиться с потоком раненых и больных воинов, в Ярославле открылся Главный военный госпиталь, а в других городах — лазареты поменьше. Монахини, горожанки ухаживали за увечными и ранеными воинами, щипали корпию, резали холсты для перевязки ран. Немалую патриотическую работу вел ярославский театр: благотворительные спектакли охотно посещались жителями города и эвакуированными. Весь сбор с них шел на содержание госпиталей и больниц. На одном из представлений актеры с воодушевлением пропели «славу» главнокомандующему войсками
Понимая значение Ярославля как крупного тылового города, связанного с обеими столицами, командование русской армии сделало все возможное, чтобы не допустить неприятеля в пределы губернии. По распоряжению Кутузова генералу Винценгероде был дан приказ «держаться самому на Тверской дороге, имея между тем по Ярославской — казачий полк» под командованием войскового старшины (подполковника) Победнова, «для охранения жителей от набегов неприятельских партий».
На случай наступления крупных сил французов губернские власти наметили ряд мер, связанных с эвакуацией городских учреждений, архивных и монастырских, иных ценностей в Нижний Новгород. 5 сентября 1812 генерал-губернатор принц Г. Ольденбургский секретно предписал: «Все нужные дела и нужные книги увязать и приготовить к отправлению, в случае явной опасности, по первому повелению». Однако вскоре необходимость в этом отпала.
Руководство губернии и жителей волновало, насколько велика опасность Ярославлю со стороны вражеских войск. Поэтому войсковой старшина Победнов ежедневно слал депеши генерал-губернатору о военной обстановке на ближних к губернии рубежах. Его реляции с комментариями генерал-губернатора публиковались для горожан в специальных «афишках"-сводках. 19 сентября жители города прочли в афишке о том, что казаки Победнова напали на „неприятельские передовые пикеты“, расположившиеся по ярославской дороге, поражали мужественно неприятеля и, положив у него на месте до сорока человек, в плен взяли два унтер-офицера и семьдесят пять рядовых». Кроме того, говорилось далее, казаки взяли в плен тринадцать французов на владимирской дороге. «Итак, всего пленных 90 человек, все они скоро будут присланы сюда в Ярославль». Одна из последних афишек сообщала, что войсковой старшина Победнов 8 октября 1812 «поспешает донести, что партия казаков его полку по Ярославской дороге… на рассвете сбила неприятеля с места и за шлагбаумом Троицкой прогнала его в самую Москву, а в 8 часов того же дня поутру Победнов со своим полком вошел в столицу и прогнал неприятеля за Никольские ворота, почти до самого Кремля». Началось изгнание французов из старой столицы.
Ярославль в эти месяцы был центром формирования стратегических резервов. Сюда прибывали маршевые роты и батальоны. В городе находилось до 30 тысяч готовых к боям воинов резервных частей и соединений, отправлявшихся в различные войсковые группы. Здесь же располагался крупный лагерь военнопленных. В начале октября 1813 в городе началось формирование российско-немецкого легиона, состоявшего из солдат разных германских государств. Все они были насильно мобилизованы во французскую армию, затем добровольно перешли на сторону русских и готовились к участию в боях с отступающей армией Наполеона за свободу своих народов. Российско-германский легион представлял внушительную силу: насчитывал в своих рядах 3 генералов, 8 штаб-офицеров, 88 обер-офицеров и 8949 рядовых солдат и унтер-офицеров.
Ярославцы отважно сражались с врагом как в рядах регулярной армии, так и в партизанских отрядах. Упомянем о пяти генералах братьях Тучковых, видных представителях военной интеллигенции того времени (родовое имение их отца, генерала-инженера
Тысячи ярославцев в ходе войны побывали за рубежами России, участвовали в ряде крупных сражений (например, в «битве народов» под Лейпцигом), освобождали Германию. Многие дошли до Парижа. Война явилась долголетним предметом патриотических воспоминаний.