СОБОР КАЗАНСКИЙ
в Данилове
СОБОР Казанской иконы Божией Матери в Даниловском Казанском монастыре на Горушке построен в 1900 — 1918 годах в русском стиле по проекту архитектора
Даниловский Казанский монастырь на Горушке создан в 1894 — 1901 годах монахиней Михаилой (Параскева Козлова) по благословению отца Иоанна Кронштадтского. 31 июля 1894 года архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан освятил деревянную домовую церковь и остальные монастырские постройки (подробнее см. статью «Монастырь Казанский женский в Данилове»).
В 1897 году во время визита в Данилов отца Иоанна Кронштадтского монахиня Михаила испросила у него святое благословение на возведение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Отец Иоанн благословил строительство и пообещал помочь с поиском архитектора.
Проект собора выполнил уже известный к тому времени архитектор Василий Антонович Косяков. Отец Иоанн был давно с ним знаком, освящал некоторые из построенных по его проектам храмов.
Василий Антонович Косяков
В основу проекта Даниловского Казанского собора был положен ранее разработанный Косяковым проект храма Успения Божией Матери для подворья Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге. В этом проекте Косяков применил конструкцию свода из перекрещивающихся арок. Это позволило освободить внутреннее пространство храма от столпов, сделав интерьеры более просторными и светлыми. Использование бетона как материала для этих арок также было в то время новым словом в строительстве. К характерным чертам церковных проектов Косякова можно отнести симметрично-осевую композицию фасадов, арочные витражные окна, арочные крыльца с гирьками, активное применение изразцов.
Успенская церковь строилась в 1895—1900 годах. Когда её строительство уже завершалось, Косякову поступил заказ на проект собора во имя Николая Чудотворца для города Либава (ныне Лиепая, Латвия). Архитектор использовал ту же конструкцию, что и в Успенской церкви, добавив колокольню над главным входом, три входных крыльца и несколько переработав оформление фасадов. Этот же проект он предложил и для Даниловского Казанского монастыря, но без колокольни, поскольку в монастыре она уже была к тому времени почти построена. Вероятно, это очень удешевило стоимость проекта. Не исключено, что Косяков мог его сделать вообще бесплатно, в знак уважения к просьбе о. Иоанна. Есть легенда, что Иоанн Кронштадтский даже освятил закладку будущего собора.
Морской Никольский собор в Либаве —
почти близнец Даниловского Казанского собора
Поначалу строительство собора шло полным ходом: у монастыря было скоплено на это тридцать тысяч рублей и еще двадцать тысяч специально для возведения этого храма были завещаны вдовой даниловского купца
Однако после кончины Иоанна Кронштадтского в 1908 году поток пожертвований почти совершенно прекратился. Через год скончалась и игуменья Михаила.
Прибывшая на её место монахиня Иоанна застала дела монастыря в плачевном состоянии. Из-за отсутствия средств она приняла решение приостановить стройку, хотя на неё уже было израсходовано 75 тысяч рублей. Её усилия по поиску благотворителей были тщетны. В феврале 1912 года она писала обер-прокурору Синода
Игуменья Иоанна смогла несколько поправить дела Даниловского Казанского монастыря, но продолжить возведение собора ей не удалось. После письма
Новая игуменья Мария (Пирожкова) летом 1915 года решилась обратиться с призывом о помощи к общественности. В даниловской типографии Ломиковского были напечатаны подписные листы для сбора пожертвований. В них содержался следующий текст: «Воззвание к жертвователям. С благословения Св. Синода умоляем Вас, Христолюбивейшие благодетели, помогите нам достроить соборный храм, начатый в нашей обители с благословения О. Иоанна Кронштадтского с 1900 года во имя Казанской иконы Божьей Матери. За неимением средств храм по сие время не покрыт, каменная кладка портится от сырости, леса сгнили. Сама Царица Небесная примет Вашу лепту и воздаст Вам сторицею, а обитель будет вечно молиться за храмоздателей. Председательница Комитета Игуменья Мария». Так необходимые средства были собраны.
В 1917 году Казанский собор Даниловского монастыря был достроен. Освящение храма 29 сентября 1918 года совершил Патриарх всея Руси Тихон при сослужении архиепископа Ярославского и Ростовского Агафангела при многочисленном скоплении людей. Это был последний храм, освященный на территории страны до 1990-х гг. XX века. На освящении также присутствовал и архитектор
Основное здание трехпридельного храма представляет в плане квадрат, усложненный с западной стены чуть более низким, чем основной объем, притвором, а с восточной стены — трехчастной апсидой с огибающей ее по периметру обходной галереей, также более низкой, чем сами апсиды.
Храм имеет три идентичных входа — главный с запада и два боковых с севера и с юга, к каждому из которых ведет высокая лестница. У западного входа лестница прямая и широкая, у двух других — узкие двухмаршевые. Три арочных крыльца с гирьками стоят на резных колоннах, завершающихся крутыми треугольными фронтонами.
Собору присущи высокие, узкие, щелевидные окна. Окна первого этажа обрамляют рамочные наличники. В середине всех фасадов, кроме западного, — огромная килевидная закомара. На северном, западном и южном фасадах выполнены большие резные фронтоны, образованные двумя пилястрами, соединяющимися полукружием вверху. Пилястры украшены ширинками. По трем фасадам расположены карнизы с дентикулами.
Здание увенчивается мощным пятиглавием. (Изначально все барабаны были световыми, но после восстановления куполов в конце XX в. окна четырех меньших глав были заложены. Сейчас только одна центральная глава — световая, открытая в пространство интерьера.) Основания боковых глав украшают пояса кокошников. (Одна из боковых глав служит теперь колокольней.)
Храм поднят на высокий цоколь и имеет ажурную кладку из красного кирпича. Вместо облицовочной плитки собор был покрашен золотисто-песчаной краской, облезшей со временем и оставшейся только в некоторых местах. В целом все внешнее убранство собора очень симметрично и пропорционально.
Замышлялся храм как зимний, в подвале были две большие печи, в стенах проходят дымоходы. Но требовалось слишком много древесных ресурсов и угля, чтобы протопить весь собор, поэтому функционировал он только в качестве летнего храма.
Внутреннее убранство собора было и остается весьма скромным. Расписана была только алтарная часть, остальное храмовое пространство покрашено белой краской. По колоннам и карнизам раньше были лепные гипсовые украшения растительного орнамента.
В храме была выполнена высокая шестиступенчатая солея с двухъярусным киотным иконостасом, не сохранившимся до наших дней. Солея была отделана цветной плиткой. В окнах редко встречаются цветные стекла. На четырех мощных цепях от перекрещивающихся арок сводов, поддерживающих купол, было подвешено массивное медное паникадило, к настоящему моменту утраченное. Перекрестия арок сводов также были декорированы лепниной.
На крыше собора центральную световую главу обходит крытая галерея с выходами в пространство барабанов меньших боковых глав. На западной стене расположены хоры.
…В течение десяти лет после освящения в соборе регулярно совершались службы. Зимой 1927 года вооруженные люди пришли в женскую обитель и приказали сестрам освободить территорию монастыря. Все монастырское имущество было конфисковано.
После разгона монашествующих в главном корпусе монастыря разместили общежитие педагогического института, в здании трапезной был создан детский приют. В 1931 году в монастыре была организована сельскохозяйственная артель «Красная Горушка». В 1932 году взорвали монастырскую колокольню, которая находилась прямо напротив восточного фасада Казанского собора. Сейчас от нее остался лишь бугорок. В самом соборе были оборудованы колхозные склады, располагалась водонапорная башня и работала небольшая электростанция. В алтарной части храма одно время располагался магазин-сельпо.
В 1960-х годах монастырские здания остались без присмотра и начали быстро разрушаться. В августе 1980 года во время пожара сгорели купола собора.
В таком состоянии в 1988 году соборный храм был передан Русской Православной церкви и приписан к Вознесенской кладбищенской церкви. Освящение Казанского храма состоялось 21 июля 1990 года.
В конце 1995 года Казанский собор получил статус памятника культуры федерального значения. Были заложены лакуны в стенах, частично восстановлены стекла и возведены новые купола.
В 2002 году было принято решение о возрождении женской монашеской обители. В следующие два года были установлены кресты на купола соборного храма.
По северной стене собора организован небольшой музей ценностей Даниловского монастыря, которые удалось сохранить после его закрытия. В основном это предметы обихода и личного пользования бывших настоятелей собора и сестер: одежда, посуда, швейная машинка
Внутри собора в юго-западном углу устроен маленький храм, в котором в настоящее время проходят службы. Храм отапливается, что позволяет проводить там службы весь год. Расписан он местным художником Владимиром Середой в 2005 году.
Из трёх соборов, построенных по похожим авторским проектам Василия Косякова, Казанский в Данилове находится в самом тяжёлом положении. На его возрождение нужны огромные средства, которых у Рыбинской епархии и Даниловского Казанского монастыря нет.
Никольский собор в Лиепае после многолетнего запустения возвращён верующим. Он находится в хорошем состоянии, в нём постоянно проводятся службы.
Успенская церковь в Санкт-Петербурге в советское время была доведена до аварийного состояния. В 1960-е годы в храме был устроен… каток с искусственным льдом, на котором проводили тренировки фигуристы. В 2000-е годы была проведена серьёзная реставрация, в ходе которой фасадам и интерьерам храма возвращено былое великолепие.
Статья подготовлена при содействии Рыбинской епархии