ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ
В МЕЛЕНКАХ (Ярославль)
Название церкви произошло от названия закоторосльной Мельницкой слободы, известной с середины XVII своими мукомольными ветряными, а затем водяными мельницами. Находится на Которосльной наб., 27.
По крайней мере до 1659 здесь существовал мужской Николосковородский, что на глинищах монастырь. В мае 1609 польские интервенты разорили монастырь, перебив множество народа и монастырскую братию с игуменом Варсонофием. Монастырь был сожжен, но «в церкви святого Николы токмо паперть обгоре, остался невредно и чудотворный образ святителя Николы Мирликийского». Каменная пятиглавая холодная церковь во имя святителя и чудотворца Николая с приделом на северной стороне паперти в память Прокопия Устюжского была заложена 28 марта 1668 на средства ярославского купца Мартиниана Дурандина, которому не суждено было увидеть окончания начатого им строительства. Он скончался под именем схимонаха Макария 10 декабря 1668. Освящение храма состоялось 15 октября 1672.
Украшением Никольского храма был пятиярусный деревянный резной золоченый иконостас, «обставленный колоннами и украшенный резьбою в виде виноградных ветвей с листьями и гроздьями». Храмовой иконой была обложенная серебряной ризой икона Николая Чудотворца, чудесно уцелевшая после пожара в Николосковородском монастыре в 1609. В зимнее время икону помещали в теплом храме, в специально для этого устроенном месте в иконостасе.
Расписан Никольский храм с 11 июня 1705 по 29 августа 1707. Работали здесь ярославские мастера Федор Федоров, Степан Митрофанов, Василий Никитин, Тихон Иванов, Иван Григорьев, Иван Никитин, Иван Сергеев, Моисей Семенов, Федор Иванов, Дмитрий Андреев, Семен Гаврилов, Василий Игнатьев, Гаврило Семенов, Петр Дмитриев, Сергей Владимиров, Василий Петров, Михайло Игнатьев, Степан Степанов. Стенопись трижды поновлялась в течение XIX. Роспись церкви Николы в Меленках принадлежит в числу наиболее самобытных ансамблей ярославской школы монументальной живописи, в котором со всей полнотой и яркостью раскрылся декоративно-повествовательный метод знаменщика Федора Федорова, впервые выступившего здесь во главе артели художников.
В куполе центрального барабана написано «Отечество», в барабане архангелы с зерцалами и праотцы, на парусах евангелисты, на восточной подкупольной арке «Ветхозаветная Троица», на западной — «Сошествие Святого Духа». В куполе юго-западного барабана помещена композиция «Христос Архиерей», между окнами в два ряда ветхозаветные праведники, среди них царь Константин и князь Владимир, ярославские князья и ростовские святители. На лобовых частях паруса «Благое молчание» и «Преполовение». В северо-западном куполе «Богоматерь Знамение», в двух ярусах барабана ветхозаветные пророки, на лобовых частях паруса сюжеты «Проповедь нового индикта» и «Деисус с Прокопием и Иоанном Устюжскими». Подпружные арки обоих барабанов заняты евангельскими сценами. На сводах важнейшие праздники — на северо-восточном «Благовещение» и «Рождество Богородицы» с апокрифическими сценами, на юго-восточном «Рождество Христово» и «Сретение», на западном «София Ярославская». Подпружные арки и западные столбы, разбитые разгранками на три яруса, заняты 54 сценами из жизни апостолов. В нижней части столпов, на сторонах, обращенных к алтарю, необычные для традиционной ярославской схемы «Спас на убрусе» и «Богоматерь Знамение».
Стены храма разделены разгранками на 6 горизонтальных ярусов. В пяти верхних (шириной 1,5 м) располагаются непрерывные сюжетные фризы, заходящие на оконные откосы. Шестой ярус на западной стене также сюжетный (1,2 м), а на боковых стенах он занят изящным и тонким по рисунку травным орнаментом. Тематика меленковской росписи группируется в несколько циклов. В верхнем ярусе, размещенном в люнетах, продолжается праздничный цикл, начатый на сводах. Обращает на себя внимание сложная многофигурная композиция «Богоматерь всех скорбящих радость», расположенная в центральном люнете западной стены. Во втором сверху ярусе иллюстрирована земная жизнь Христа и евангельские притчи. Последние, особенно «О самарянине», «О мудрых и юродивых девах», «О блудном сыне», отличаются совершенно необычными для Ярославля иконографическими изводами. Каждая из них изображается в 3−4 клеймах, очень живо и темпераментно, с обилием оригинальных жанровых мотивов. Третий ярус посвящен Страстям Христовым и явлениям Христа по воскресении, четвертый — земной жизни и чудесам Богородицы, пятый (а на западной стороне и шестой) — житию Николая Чудотворца (всего 32 клейма).
Пространство невысокого алтаря почти не связано с интерьером основного храма. В центральной конхе помещена торжественная богородичная композиция «О тебе радуется», в апсиде роспись располагается двумя регистрами: вверху литургия в 10 картинах, а внизу русские и вселенские святители. На алтарной преграде «София Премудрость Божия». В конхе жертвенника «Христос в потире», в своде «Семь таинств», в апсиде архидьяконы, на алтарной преграде «Похвала Богородице». В конхе диаконника, как бы в параллель «Семи таинствам», написана сюита из семи сцен на тему Воскресения, в апсиде русские князья и преподобные, на западной стене сцены из жизни отрока Онуфрия. Весьма разнообразная по сюжетам стенопись паперти в настоящее время скрыта под побелкой и просматривается лишь частично. Над западным порталом написано «Отечество», по сторонам его ангелы, записывающие имена входящих, слева и справа апокрифические сцены детства Христа, на своде западной паперти «Песнь Песней», а на восточной стене южной паперти изображен «Страшный Суд».
Цветовая гамма росписи построена на открытом контрасте легких и чистых тонов: голубых и разбеленных изумрудных, оливковых, белых, золотисто-охристых и киноварных. Горизонтальные коричневато-красные междуярусные разгранки имеют важное значение в организации внутреннего пространства храма. Они разделяют не только стены и столпы, но также и световые барабаны. Большую роль в организации внутреннего ритма играют архитектурные кулисы. В «чудесах Николы» они носят условный, декоративно-узорчатый характер, напоминания сказочные дворцы в стиле Ренессанса, и в притчах и «Чудесах Богородицы» приобретают чисто русские формы. Нередко в росписи используются мотивы русской деревянной архитектуры. Мягко моделированные лики написанные зеленоватой охрой с сильными высветлениями. Во многих сценах лики трактованы индивидуально, почти портретно (композиция «Тайная вечеря» в арке центрального алтаря). В одеждах персонажей художники почти полностью отказались от красочной лепки, уделив основное внимание орнаменту.
Большую историко-художественную и литературную ценность представляет собой богородичный цикл росписи (в 4-м ярусе), навеянный чудесами из книги И. Галятовского «Небо Новое». Большинство из них иллюстрируют различные апокрифы, связанные с повествованием о земной жизни Богоматери и ее Успением (главный престол в теплом храме меленковского прихода был посвящен Успению). Оригинально трактованы сцены из русской истории: «Защита Печерского монастыря от поляков» и «Спасение Руси от Темир-Аксака». В последней на фоне пейзажей белокаменной Москвы и Владимира изображена пышная процессия крестного хода с иконой Владимирской Богоматери.
Теплая одноглавая церковь во имя Успения Богоматери была построена в 1683 к северу от теплого храма на средства прихожан. В 1885 на средства ярославского купца Максима Григорьевича Кузнецова в ней был устроен придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Церковь была расписана, но время росписи не установлено. С 1777 при Николо-Мельницком храме существовало приходское кладбище.
К началу XX с бурным развитием производства на Ярославской Большой мануфактуре встал вопрос о строительстве нового, более вместительного церковного здания, так как старые храмы не отвечали возросшему количеству прихожан. По инициативе и на средства Правления Товарищества Ярославской Большой мануфактуры, возглавляемого московскими купцами Иваном Андреевичем и Андреем Александровичем Карзинкиными и Гавриилом Матвеевичем Игумновым, 27 июля 1904 была заложена трехглавая трехпрестольная церковь по проекту академика архитектуры Александра Васильевича Иванова. Церковь посвящена трем святым, соименным упомянутым храмоздателям — преп. Иоанну постнику, архангелу Гавриилу и Андрею Критскому. Над трапезной возвышается колокольня высотой около 42 м с восемью колоколами, помещенными на нее со старой колокольни, стоявшей на берегу Которосли. Храм обогревался посредством системы парового отопления, сконструированной в подвальном помещении. Новый храм вмещал до 3000 молящихся. Сооружение его было приурочено к пятидесятилетию основания Ярославской Большой мануфактуры.
Освящение нового храма было совершено 5 октября 1908 архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном, будущим Патриархом, и епископом Угличским Евгением. Внутри храма был устроен трехъярусный резной иконостас работы художника
Время сноса теплой церкви Успения не установлено.