ЦЕРКОВЬ ФЕДОРОВСКАЯ (БОГОМАТЕРИ ФЕДОРОВСКОЙ) в Ярославле
Находится на ул. Малая Пролетарская (бывш. Федоровский пер.), 59. Приход состоит из двух храмов — летнего Федоровского и зимнего Никольского.
Пятиглавый каменный холодный храм в честь Федоровской иконы Божией Матери сооружен в 1687 на месте, где стоял дом одного из горожан, который «своим двором поступился под церковь каменную пресвятыя Богородицы». За образец был выбран храм Вознесения Господня. Работы велись «всем народом», «покров и главы довершил своим иждивением един от жителей прихода сего» земский староста Родион Леонтьев Еремин. В 1736 с запада к храму была пристроена закрытая паперть с высоким крыльцом. Позднее с южной стороны паперти был устроен придел в честь Тихвинской иконы Богоматери. Внешний декор церкви весьма скромен. Основным украшением стен является широкий пояс из двенадцати профилированных кирпичных рядов, на который опираются завершающие стены декоративные полукружия.
В 1715—1716 на средства посадского Ивана Данилова Еремина интерьер Федоровской церкви был расписан ярославскими мастерами во главе с Федором Игнатьевым и Федором Федоровым. В 1862 стенопись была частично прописана клеевыми красками. Декоративно-композиционная система Федоровской росписи в основном следует традициям, сложившимся в ярославской монументальной живописи в конце XVII в. и нашедшим наиболее совершенное воплощение в росписи соседней церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Стенопись церкви Федоровской Богоматери состоит из 438 сюжетных клейм, сгруппированных в 25 иконографических циклов. Паперть церкви не была расписана.
В центральном куполе помещено изображение Вседержителя с раскрытым Евангелием. В барабане 8 праотцев в рост и 16 ветхозаветных пророков. На парусах написаны евангелисты, между ними «Спас на убрусе», «Богоматерь Знамение» и ангелы с зерцалами. На восточной подкупольной арке «Троица Ветхозаветная», на западной — «Сошествие Святого Духа». В куполе юго-западного барабана фреска «Христос Архиерей», на подпружных арках композиции «Достойно есть», «Христос и самарянка» и «Богоявление»; в северо-западном куполе «Николай Чудотворец в митре», на подпружных арках «Похвала Богородице», «Жены мироносицы» и «Вход в Иерусалим». Своды украшены изображениями праздников: северо-восточный — Благовещения и Рождества Богородицы (с апокрифическими сценами), юго-восточный — Рождества Христова и Сретения; на западном своде помещена композиция «София созда себе дом».
Подпружные арки и столпы заняты 46 сценами деяний апостольских. В нижней части столпов, на восточных их сторонах, написаны два оригинальных изображения полуфигур Христа и Богородицы в пышных медальонах из цветочных гирлянд, напоминающих оформление парадных царских портретов того времени. На южном столпе это «Богоматерь цвет неувядаемый», на северном — «Христос с мечом во устах».
Стены храма разделены киноварными разгранками на 6 ярусов. Пять верхних шириной 1,25 — 2 м заняты сюжетными фризами, шестой (1,3 м) — орнамент из вьющихся красновато-коричневых стеблей и листьев и зелено-голубоватых цветов. На западной стене в этом ярусе вместо орнамента даны 6 картин на сюжеты «Песни Песней». В крупных люнетах стен, образующих верхний ярус, располагаются многофигурные композиции праздников, среди которых преобладают праздники богородичного цикла — «Живоносный источник», «Покров», «Собор Богородицы» и «Введение во храм». В остальных сюжетных фризах тематические циклы следуют один за другим непрерывно, начинаясь в одном ярусе и переходя в другой. Второй ярус посвящен евангельской тематике, сюда же включены 6 композиций «Молитвы Господней». В третьем ярусе представлены четыре тематических цикла: «Заповеди блаженств» (9 клейм), «Символ веры» (12 клейм), притчи (10 клейм) и «Страсти Христовы» (5 клейм). Страстной цикл вместе с «Явлениями воскресшего Христа» продолжается в 30 клеймах четвертого яруса. Пятый ярус посвящен чудесам Богородицы и ее прославлению, на северной стене эту тему дополняют сцены из жития Иоанна Многострадального (небесного патрона заказчика росписи Ивана Еремина) и жития Николая Чудотворца.
Большим своеобразием отмечено декоративное оформление 16 больших окон храма. На подоконниках в круглых медальонах изображены 16 ветхозаветных пророков в царских коронах. В оконных арках традиционные эмблемы ангелов, Спаса на убрусе и Иоанна Предтечи помещены только на западной стене. На северной и южной стенах впервые в Ярославле однофигурные эмблемы заменены сложными сюжетными. На южной стене это композиции «Не рыдай мене, мати», «Недреманое око», «Явление Моисею неопалимой купины» и «Огненное восхождение Илии Пророка», на северной — «Притча о сучке в глазу брата», «Положение ризы Богородицы», «Лоно Авраамово» и «Обретение главы Иоанна Предтечи». Фрески, написанные в арках трех входных порталов, также относятся к богородичной тематике — «Сошествие Святого Духа», «Успение» и «Коронование Богородицы».
Декоративное оформление трех небольших замкнутых помещений алтаря отличается простотой и архаизмом изобразительного языка. В центральной алтарной конхе помещена сцена «О тебе радуется», в апсиде живопись располагается двумя регистрами. В верхний из них включено 10 литургических сцен, в нижнем изображения вселенских святителей. Их торжественный ряд акцентирует фигура Христа Архиерея, написанная в арке алтарного окна. Алтарная преграда занята изображениями мучеников, архидиаконов и ростовских святителей, а также сценой Тайной вечери. В конхе жертвенника написан Христос в потире, в своде литургическая композиция «Великий вход», в верхнем регистре апсиды иллюстрированы сцены из Акафиста Богородице и рассказы о душах усопших, в нижнем — фигуры архидиаконов. На алтарной преграде композиция «Похвала Богородице» и изображения апостолов из числа семидесяти. В арке, соединяющей жертвенник с центральным алтарем, помещена сцена «Три отрока в пещи огненной» и фигуры преподобных. В свод диаконника мастерски вписано «Древо Иессеево» с 14 фигурами ветхозаветных царей. У подножия древа, около фигуры спящего Иессея, помещены сцены сотворения Адама и Евы. В вершине древа Богоматерь в западном иконографическом типе, в короне, с распущенными волосами. В апсиде расположены огромные фигуры апостолов из числа семидесяти. Над аркой, ведущей в центральный алтарь, помещено «Чудо Георгия о змие». На алтарной преграде сложная символическая композиция на слова псалма Давидова «Красен добротою паче сынов человеческих». В центре ее изображен Христос в образе Ангела великого совета.
Роспись Федоровской церкви выполнена в резкой цветовой гамме, основными элементами которой являются теплые тона: золотистая охра, разбеленная празелень и красно-коричневая черлень. Кое-где в одеждах драгоценными сапфирами вспыхивают пятна венецианского чистого голубца. Открытый характер несложной и грубоватой цветной палитры, доведенная до предела плоскостность трактовки при помощи обобщенных и конструктивно скупых линий, орнамент, пышно и разнообразно покрывающий одежды и изображаемые предметы, придает росписи характер очаровательного лубка.
Лубочный характер носит и сам подбор сюжетов, особенно в храмовом ярусе. Здесь отражена бьющая ключом жизнь со множеством реалистических бытовых подробностей и жанровых сцен. Тематика живописи подсказана десятью «чудами» из книги И. Галятовского «Небо Новое». В первом из них, посвященном обретению иконы Федоровской Богоматери, изображен костромской князь Василий Георгиевич Квашня во время соколиной охоты, в другой сцене он выступает против войск Батыя со знаменами, барабанщиками, отрядами кавалерии, пушками и пищалями. Интересна картина, изображающая пожар Костромы, на которой жители спасают от огня сундуки со своим имуществом.
Росписи создавались в период войны Петра I со шведами. Талантливый знаменщик Федор Игнатьев придал многим сценам неповторимые черты своей эпохи, живо, динамично, непосредственно показав в росписи морские и сухопутные битвы. Например, в «Чуде спасения Царьграда от сарацин» реально изображен трехмачтовый шведский корабль «Элефантина». Неповторимое своеобразие росписи придают превосходно написанные архитектурные кулисы, в облике которых угадываются реальные формы дворцов в стиле петровского барокко.
В 1705 в церкви сделан резной иконостас, выполненный ярославцем, посадским человеком Степаном Вороной и крестьянином Ярославского уезда Василием Комаром с товарищами. Большинство икон для иконостаса написаны в Толгском монастыре. Иконы местного чина «Богоматерь Федоровская» и «Спас на троне» принадлежат кисти знаменитого мастера XVII Гурия Никитина.
Деревянная церковь Николы Пенского (что на пенье), была сооружена прихожанами в 1659 по благословенной грамоте митрополита Ростовского Ионы. В средневековой «Повести о начале… и построении церкви…» так объясняется его название: «… Близ же того места исперва бяше лес велий, который перед начатием храма посечен был и по посечении оного леса остася множество пенья, от которого пенья и именование церковь сия прият…». Та же «Повесть…» объясняет построение церкви нежеланием жителей Толчковской слободы ожидать восстановления ц. Иоанна Предтечи, сгоревшей в 1659, а иметь свой храм поближе к домам горожан. В 1689−91 церковь была перестроена в камне и сделана теплой.
Храм одноглавый, с трапезной и с колокольней над входом с западной стороны. Трапезная и основной храм одинаковы по ширине (12,3 м) и изнутри воспринимаются как единый нерасчлененный объем. Главный престол посвящен Николаю Чудотворцу, в 1890 на средства купца
Существующий двухъярусный иконостас классических форм выполнен в 1840 резчиком из Больших Солей
Церковь Федоровской Богоматери была закрыта в 1930. В 1989 передана Русской Православной Церкви. До освящения вновь построенного Успенского собора Фёдоровская церковь была кафедральным собором епархии. Церковь Николы Пенского не закрывалась и в ХХ в. долгое время была единственным действующим храмом в центре Ярославля.