КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович — поэт, эссеист, публицист. Почётный гражданин города Рыбинска (2012).
Юрий Кублановский родился 30 апреля 1947 года в Рыбинске. По материнской линии все его предки, начиная с XVIII века, из духовного сословия; со стороны отца — ремесленники из Мариуполя. Несмотря на то, что родители были коммунистами, Юрий Кублановский был крещён в младенчестве бабушкой.
Увлекался живописью, с 10 лет занимался в изостудии, одно время хотел стать художником. «Но в 15 лет я вдруг резко оборвал свои занятия живописью — это когда пришла поэзия, когда я начал писать стихи, — вспоминает Юрий Михайлович. — Откуда вдруг что взялось, я и сегодня не понимаю. Возможно под влиянием раннего Маяковского и поэтов „оттепельной плеяды“, сборнички которых стали поступать в Рыбинск. Вдруг повеяло какой-то культурной свежестью, и моя неокрепшая душа на нее откликнулась».
В 1962 году 15-летний Кублановский тайком от матери поехал в Москву — поддержать обруганного Хрущёвым Андрея Вознесенского. Узнал в справочной его адрес и без предварительного звонка пришёл к нему домой. «Андрей сам мне открыл дверь, в синем свитере крупной вязки под Хемингуэя. Кажется, был искренне тронут и даже поражён, что вот мальчишка какой-то приехал из провинции в целях поддержки. И серьезно пообещал: „Я по пути Аксенова не пойду“…»
От Вознесенского Кублановский пошёл к Эренбургу, также за его мемуары «Люди. Годы. Жизнь» удостоенного разноса Хрущёва. «Тот тоже меня принял и спросил: „Молодой человек, а каких писателей вы любите?“ А я и отвечаю: „Натали Саррот, Мишеля Бютора и Алена Роб-Грийе“. Старик просто чуть не упал со стула. А тогда как раз их только-только напечатали фрагментами в „Иностранной литературе“, и я их с жадностью проштудировал».
После восьмилетки Кублановский работал токарем на заводе, учился в вечерней школе. Тем не менее, в 1964 году он смог поступить на отделение искусствоведения Исторического факультета МГУ, сдав на «отлично» все экзамены при конкурсе более двадцати человек на место. Тогда же он знакомится с молодыми поэтами — Леонидом Губановым, Владимиром Алейниковым и другими. «Мы вместе организовали поэтическое сообщество СМОГ — Смелость. Мысль. Образ. Глубина. Сами того до конца не понимая, мы стали, очевидно, первым за всё время советской власти неформальным поэтическим объединением!». СМОГ просуществовал недолго. Уже к 1967 году под давлением властей это объединение прекращает существование.
В 1970 году состоялась первая официальная публикация Кублановского — стихи в сборнике «День поэзии». В том же году он окончил университет, защитив дипломную работу у академика
«После университета я как-то понял, что если я останусь в Москве, в ее культурной каше, то я не добьюсь от своей поэзии того, чего я хотел добиться, а именно — той духовной глубины, которая только и делает русского поэта поэтом. И вот тогда почти ещё ничего не зная о Соловках, почти ничего не зная о лагере (не было ведь никакой литературы на этот предмет), я вдруг решил воспользоваться своей профессией, которая позволяла мне работать музейным сотрудником и экскурсоводом где угодно, бросил Москву и уехал туда. И это очень много дало мне. Я вернулся оттуда уже другим человеком с более сфокусированным мировозрением и более четким пониманием своей литературной задачи. Тогда еще на Соловках многое сохранилось от лагеря: глазки в некоторых дверях, нары, даже записи заключенных на стенах, а в отдалённых скитах или на острове Анзер было такое впечатление, будто зэки только что отсюда эвакуированы…».
После Соловков Кублановский работал экскурсоводом в музее
В декабре 1974 года выступил в самиздате с открытым письмом «Ко всем нам», приуроченным к двухлетию высылки Александра Солженицына, которое было опубликовано на Западе; после чего лишился возможности работать по профессии. Трудился дворником, истопником, сторожем в московских и подмосковных храмах. Печатал переводы под псевдонимом Ю. Исполатов.
В 1979 году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь», изданном самиздатовским способом, а также вышедшем в американском издательстве «Ардис» и переведенном на многие языки. В 1981 году в США в том же издательстве «Ардис» вышел его дебютный сборник «Избранное», составленный Иосифом Бродским.
19 января 1982 года в квартире Юрия Кублановского был проведён многочасовой обыск, после чего ему было предложено покинуть СССР под угрозой лагерного срока за зарубежные публикации. 3 октября 1982 эмигрировал, жил в Париже, с 1986 года в Мюнхене.
В эмиграции Кублановский лично познакомился с Иосифом Бродским и Александром Солженицыным. Работал в Париже в газете «Русская мысль» и вёл авторскую программу «Вера и Слово» на Радио Свобода. В конце 1980-х годов, когда произведения Юрия Кублановского стали публиковать на Родине, он, по собственному признанию, «потерял статус политического эмигранта. Становиться же эмигрантом экономическим не хотел».
В 1990 году Юрий Кублановский возвращается в Россию. Поселился в Переделкине. Работал в журнале «Новый мир»: заведующим отделом публицистики (1995—2000), затем несколько лет заведующим отделом поэзии.
С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре.
Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск № 186
Имеет двоих детей и восьмерых внуков. Жена Наталья Поленова — искусствовед, правнучка художника
Книги стихов:
Избранное / Сост. И. Бродский. — Анн Арбор: Ардис, 1981.
С последним солнцем / Послесл. И. Бродского. — Paris: La Presse Libre, 1983.
Оттиск. — Париж: YMCA-Press, 1985.
Затмение. — Париж: YMCA-Press, 1989.
Возвращение. — М.: Библиотека «Огонёк», 1990.
Оттиск. — М.: Прометей, 1990.
Чужбинное. — М.: Московский рабочий, 1993.
Памяти Петрограда. — СПб.: Пушкинский фонд, 1994.
Число. — М.: Изд-во Московского Клуба, 1994.
Голос из хора. — Париж-М.-Нью-Йорк, 1995.
Заколдованный дом. — Париж: YMCA-Press; М.: Русский путь, 1998.
Дольше календаря. — М.: Русский путь, 2001.
В световом году. — М.: Русский путь, 2003.
Дольше календаря. — М.: Время, 2005.
На обратном пути. — М.: Русскій міръ, 2006.
Избранное. — М.: Эксмо, 2006.
Перекличка. — М.: Время, 2010.
Посвящается Волге. — Рыбинск: Медиарост, 2010.
Изборник. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2011.
Перекличка. — 2-е изд. — М.: Время, 2012.
Чтение в непогоду: Избранное. — М.: Викмо-М; Русский путь, 2012.
Неисправные времена. — М.: Вифсаида: Русский путь, 2015.
Долгая переправа: 2001—2017. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2017.
Награды:
Премия им. Осипа Мандельштама альманаха «Стрелец» (1996),
Премия Правительства Москвы (1999),
Премия журнала «Огонёк» (1989),
Премия журнала «Новый мир» (1999),
Премия Александра Солженицына (2003) — «за языковое и метафорическое богатство стиха, пронизанного болью русской судьбы; за нравственную точность публицистического слова»,
Премия журнала «Новый мир» «Anthologia» (2005) — за том избранных стихотворений «Дольше календаря»,
Новая Пушкинская премия (2006) — «за совокупный творческий вклад в отечественную культуру»,
Правительства Российской Федерации в области культуры за 2012 год за сборник стихов «Перекличка»,
Царскосельская художественная премия (2013),
Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2015).