ДУРДИНЫ, купцы и промышленники
ДУРДИНЫ — известная купеческая династия, представители которой занимались производством пива и других напитков в Санкт-Петербурге и Рыбинске.
Род Дурдиных ведёт начало из села Шестихино Мышкинского уезда Ярославской губернии (ныне — Некоузский район Ярославской области, примерно в сорока километрах от Рыбинска). История рода изучена недостаточно полно, в публикациях о Дурдиных много противоречий, поэтому какие-то сведения, приведённые ниже, возможно, требуют корректировки.
В 1817 году крепостные крестьяне Дурдины — братья Иван Алексеевич (1795 или 1797 — 29.05.1878) и Александр Алексеевич (? — ?) были отпущены помещиком Сумароковым на заработки в Москву. Получаемых денег Дурдиным хватало не только на уплату оброка и расходы на прожитьё: уже через три года они выкупились на волю.
Иван Дурдин начинал трудовой путь в магазине Московского общества пивоваров. Ещё в 1817 году он женился на крестьянской дочери Анне Алексеевне Никитиной. Но, видимо, в Москву он её не взял, поскольку их дети — Анна, Иван (1823 г. р.) и Андрей (1829 г. р.) — родились в селе Шестихино.
В 1833 Ивана Дурдина назначили приказчиком на строившийся обществом пивоваренный завод в Санкт-Петербурге. Однако завод ожидаемых барышей не приносил, и в 1836 году владельцы сочли за благо продать его Ивану Дурдину. Через три года Иван приобрёл за долги ещё одну пивоварню на Обводном канале. Очевидно, дела под его руководством пошли в гору. В 1846 году Иван Дурдин вступил в третью гильдию столичного купечества, в 1854 перешёл во вторую, в 1863 — в первую.
А вот его брат Александр, также перебравшийся в Петербург, завёл торговлю серебряным товаром — его лавки находились на пересечении Садовой улицы с Банковской линией. Кроме того, он содержал трактир в Апраксином переулке. На углу Знаменской и Бассейной улиц по его заказу архитектор В. Геккер в 1870-е построил пятиэтажный дом, украсив фасад буквой «Д». Торговлю серебром продолжали сын Александра Алексеевича Дмитрий и внук Василий.
Разойдясь с братом, Иван Алексеевич Дурдин привлёк к пивному бизнесу сыновей Ивана и Андрея. Поначалу они присматривались к делу на заводе и в магазинах, а потом отец отправил их на стажировку заграницу — изучать опыт пивоваров Дрездена и Пльзеня. Понимая, что успех зависит от новых технологий,
В ассортименте дурдинского завода были сорта пива «Пильзенское», «Кабинетное», «Столовое», «Богемское», «Шведское», «Черное», «Баварское светлое» и «Баварское тёмное», а также «Дурдинское светлое» и «Дурдинское тёмное». Выпускался «Английский портер», квасы, лимонады, медовые напитки «Мёд № 1», «Мёд № 2» и «Мёд фруктовый». В 1857 году Иван Дурдин получил право разливать продукцию в бутылки с изображением двуглавого орла. В год товарищество «Иван Дурдин» выпускало до миллиона ведер пива и прохладительных напитков. Только столице работало 12 фирменных магазинов.
Иван Алексеевич скончался в 1878 году. Семейное дело наследовали его сыновья — Иван и Андрей, давно постигшие под руководством отца все секреты пивного бизнеса. (Дочь Анна Ивановна была замужем за рыбинским купцом Абрамом Павловичем Щербаковым, после смерти которого
***
Иван Иванович Дурдин 1-й (22.09.1823 — 18.05.1899) был женат дважды. Первой его женой стала Александра Петровна Чистякова (1830 — 20.05.1864). У них родились четверо детей — Михаил (1849 — 07.12.1879), Татьяна (1850 — ?), Иван (1852 — 1918) и Алексей (1855 — 1879). Через полтора года после кончины первой супруги Иван Иванович вступил во второй брак с Татьяной Алексеевной Потираловской (1844 — 1911). Во втором браке родились пятеро детей — Николай (1867 — ?), Екатерина, Вера, Фёдор (1870 — 1939) и Владимир (1875? — после 1912).
Михаил и Алексей Дурдины скончались в достаточно молодом возрасте (на 20 лет раньше отца) и не оставили после себя наследников. Но Иван Иванович 1-й воспитал себе достойную смену в лице сына Ивана Ивановича 2-го и трёх младших сыновей от второго брака.
Иван Иванович Дурдин 2-й (25.09.1852 — 02.09.1918) ещё при жизни отца основал собственное дело, построив пивоваренный завод «Богемия» в Рыбинске. Сначала, с 1871 года, он торговал на Крестовой улице продукцией отцовских предприятий, а затем решил заняться производством на месте. В 1877 году он приобрел 10 участков земли за рекой Черемухой и подал городским властям прошение о выдаче разрешения на постройку пивоваренного завода. Автором проекта стал петербургский архитектор Василий фон Геккер, возводивший питерский особняк Дурдиных. В 1878 году роскошное здание пивзавода, напоминавшее средневековый замок, было построено. Предприятие быстро стало крупнейшим пивоваренным заводом в Ярославской губернии, на нём выпускались не только популярные сорта пива, но также фруктовый и клюквенный мёд и прохладительный напиток «Ситро». Производительность предприятия превышала 350 тысяч ведер в год. Хмель получали из Польши и Чехии, за процессом варки пива следили очень строго.
Иван Дурдин 2-й был также известен в Рыбинске благотворительной и общественной деятельностью. При заводе был открыт сад-ясли, содержание которого полностью оплачивал владелец завода. В селе Архангельском он также на свои средства открыл церковно-приходскую школу. Начиная с 1879 г. Иван Дурдин на несколько сроков избирался гласным городской думы.
По данным на 1909 год, на заводе было установлено 3 двигателя общей мощностью 60 л.с. Работало 80 человек. Выпускалось продукции на 379 605 рублей. Склады завода находились в Ярославле, Костроме, Кинешме, Нижнем Новгороде, Иваново-Вознесенске, Шуе, Бежецке, Угличе, Мологе, Кашине, были представители в Романово-Борисоглебске, Мышкине, Любиме, Данилове, Вологде.
Иван Иванович Дурдин 2-й был женат на купеческой дочери Анне Васильевне Сытовой и имел троих сыновей — Ивана, Николая и Германа. Семья жила в собственном доме на улице Крестовой, 66.
Иван Иванович Дурдин 3-й (04.10.1874 — 26.03.1943) получил инженерное образование. Некоторое время служил прапорщиком в армейской кавалерии. 4 октября 1895 г. получил от Рыбинского уездного воинского начальника запасно-отпускной билет. 5 ноября того же года в Рыбинской Покровской церкви венчался с девицей 20 лет, дочерью бежецкого купца Андрея Ракитина Марией. В начале 1900-х стал правой рукой отца в семейном бизнесе.
Он был известен в Рыбинске как бузотёр и фанфарон. Существуют воспоминания (по всей вероятности, изрядно приукрашенные не вполне достоверными подробностями), в которых красочно описываются кутежи и безобразия Дурдина. Насколько они соответствуют действительности, судить теперь трудно, но бесспорно, что пустить пыль в глаза Иван Иванович 3-й любил. Так, он стал обладателем первого (или одного из первых) в Рыбинске автомобиля.
У
Николай Иванович Дурдин (29.03.1877 — 02.09.1918) окончил военно-медицинскую академию, работал врачом в Петрограде, в больнице Св. Марии Магдалины, жил с семьёй в доме № 24 на Караванной улице. Он был женат на своей кузине Марии Владимировне Дурдиной (которая была значительно моложе его), у них было четверо детей — Лев, Мария, Нина и Юрий.
Герман Иванович Дурдин (11.03.1882 — 02.09.1918) окончил гимназию, во время Первой мировой войны служил в армии.
После революции Иван Иванович Дурдин 3-й с семьёй сумел скрыться заграницу. Умер в Ницце во время Второй мировой войны. Более о нём и его потомках ничего не известно. А вот судьба его отца и братьев сложилась трагически.
В начале 1918 года городские дома у Дурдиных были отобраны, и они переселились на дачу в посёлок Кстово. К отцу из Петрограда приехали сыновья Николай и Герман — возможно, они думали, что в провинции будет безопаснее пережить начавшуюся смуту. У старшего сына Ивана был свой загородный дом. Он находился неподалеку, а вся местность между ними называлась Дурдинским парком.
30 августа 1918 г. в Москве произошло покушение на Ленина. Кто его организовал и исполнил — и сегодня толком не известно. Тем не менее, 1 сентября исполком Рыбинского Совета «на фоне возмущений трудящихся» принял резолюцию о проведении красного террора над буржуазией. Бессудные расстрелы по утвержденным спискам прошли 3−5 сентября. Но еще 2 сентября в Кстово приехали присланные в Рыбинск латышские стрелки и расстреляли во рву Ивана Ивановича Дурдина 2-го и его сыновей Николая и Германа.
В воспоминаниях краеведа
Сводные братья Ивана Ивановича Дурдина 2-го — Николай, Фёдор и Владимир — были почти ровесниками его сыновьям. Поэтому после смерти отца — Ивана Ивановича Дурдина 1-го — семейное дело возглавил старший брат Иван Иванович 2-й. При этом основное внимание он уделял рыбинскому заводу, а младшие братья вели дела в Петербурге.
Николай Иванович Дурдин (1867 — ?) по желанию отца окончил курс в знаменитой немецкой школе Петришуле (одно из старейших учебных заведений России, основанное в Санкт-Петербурге в 1709 году при Петре I), где учились дети многих купцов. В 1884 г. он начал работу в конторе завода, вел торговые книги. После смерти матери Николай стал владельцем её паев, и собранием пайщиков был избран одним из директоров Правления Товарищества пиво- медоваренного завода «Иван Дурдин». Впоследствии за коммерческие успехи фирмы он также удостоен почетного звания мануфактур-советника.
В 1889 г. Николай Дурдин женился на Варваре Раменской (1871 — ?), дочери потомственного почетного гражданина, петербургского купца Семёна Григорьевича Раменского. Их старший сын Георгий Николаевич (1891 — после 1937) после окончания 5-й (Аларчинской) гимназии учился на механическом отделении Технологического института, а после начала войны — 20 октября 1914 г. — подал прошение ректору об увольнении из института для поступления в юнкерское училище. Он воевал на фронтах Первой мировой, затем в Добровольческой армии, получил чин поручика. В октябре 1920 г. после разгрома армии Врангеля Георгий вместе с женой Клавдией Антоновной бежал из Крыма, оказался сначала в Греция (в 1922 в Афинах у него родилась дочь Татьяна), затем проживал с семьёй в Белграде. Его младший брат Борис Николаевич (1895 — после 1917) окончил ту же 5-ю гимназию и в 1913 г. поступил на первый курс юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. В 1916 г. по прошению уволен для поступления в Третью Петроградскую школу прапорщиков. В ноябре 1917 г. подавал прошение о восстановлении его в Университете. Ещё в апреле 1916 г. Борис женился на Надежде Трамбицкой, дочери академика архитектуры Алексея Георгиевича Трамбицкого. Их судьба после 1917 г. неизвестна.
Фёдор Иванович Дурдин (1870 — 1939) помогал старшему брату вести дела фирмы в Петербурге. Он начал работать в конторе Товарищества в 1890 г., стал кандидатом в Директора, затем директором Правления, в 1906 г. также удостоен высокого звания мануфактур-советника. После 1917 г. Фёдор Иванович с семьей жил в Эстонии, в Ревеле, где скончался 12 февраля 1939 г. и похоронен на Александро-Невском кладбище. Его жена Наталья Владимировна, вероятно, умерла раньше. Их сын, Владимир Федорович (1897 — 1917) с началом Первой мировой войны ушел на фронт, воевал в артиллерии. Он умер при невыясненных обстоятельствах 13 (26) ноября 1917 г. и погребен на кладбище Новодевичьего монастыря.
Владимир Иванович Дурдин (1875? — после 1912), самый младший из сыновей Ивана Ивановича 1-го, начал работать в конторе Товарищества в 1895 г., став со временем кандидатом в директора Правления. Он активно участвовал в благотворительной деятельности: заведовал приютом Общества вспоможения бедным своего прихода, который основал отец, был председателем Совета Надеждинскоо сиротского дома при Покровской церкви в Коломне, старостой церкви при реальном училище принца
***
Теперь о потомках другой ветви Дурдиных.
Андрей Иванович Дурдин 1-й (17.10.1829 — 20.01.1889), как и брат, родился в селе Шестихино, а потом под присмотром отца прошёл тот же курс обучения. В 1878 году наследовал отцовское дело. До самой смерти состоял в руководстве Товарищества в качестве Директора-распорядителя.
Андрей Иванович имел летнюю дачу в посёлке Териоки (ныне — город Зеленогорск Ленинградской области). На его средства в 1880—1881 гг. в посёлке была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери.
В конце 1840-х гг. Андрей Иванович обвенчался с Марией Исидоровной Фёдоровой (1831 — 25.04.1901), дочерью петербургского ремесленника. У них родились шесть дочерей и два сына.
Все дочери Андрея Ивановича и Марии Исидоровны вышли замуж и все, кроме одной, имели потомство. Юлия Андреевна вышла замуж за купца-лесопромышленника
Трагически сложилась жизнь Марии Андреевны Дурдиной (1864 — 1914). Казалось, она составила самую блестящую партию, обвенчавшись с потомственным почетным гражданином и богатым наследником Григорием Григорьевичем Елисеевым (1864 — 1949). В 1896 г. она вместе с мужем даже вошла в число учредителей Торгового товарищества «Братья Елисеевы». У них родились девять детей. Но в 1913 году у Елисеева начался бурный роман с дочерью ювелира Верой Фёдоровной Васильевой. Григорий Григорьевич бросил семью и ушёл к своей новой пассии. Мария Андреевна не перенесла измены мужа и 1 октября 1914 г. в состоянии сильнейшей депрессии покончила с собой…
Сыновья Андрея Ивановича и Марии Исидоровны — Иван и Николай — были в семье младшими детьми.
Иван Андреевич Дурдин (1865 — 09.06.1908) окончил курс наук в Первом реальном училище. После смерти отца он унаследовал часть паев и был избран одним из директоров Правления Товарищества пиво-медоваренного завода «Иван Дурдин». Однако через пять лет Иван Андреевич решил выйти из семейного дела. Он сблизился с мужем сестры
За крупное пожертвование на нужды благотворительности Иван Андреевич стал кавалером ордена св. Анны 3-й степени, и был награжден званием коммерции советника. Он был Почетным попечителем Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге. Осенью 1903 г. его избрали в гласные Городской думы. Порвав с семейным делом, он переселился на Выборгскую сторону, поближе к «Новой Баварии», построив себе особняк на Полюстровской набережной, 7. Ему также принадлежал дом в Царском Селе, на Малой улице, 41.
И.А. Дурдин был женат на Елене Алексеевне Рузановой, дочери потомственного почетного гражданина
Иван Андреевич скончался в Лозанне, куда отправился на лечение. Тело усопшего было перевезено в Санкт-Петербург и похоронено на Митрофаниевском кладбище.
Его вдова Елена Алексеевна с детьми жила сначала на Лиговском проспекте, 3, а накануне революции 1917 года — в собственном доме № 13 по Греческому проспекту. Что произошло с ними после революции — неизвестно.
Младший брат Ивана Андреевича, Николай Андреевич Дурдин (16.03.1869 — 1916) в 1887 году окончил гимназию К. Мая. Николай Андреевич оставался одним из руководителей семейного дела вплоть до своей смерти. Он начал работать в конторе Товарищества в 1889 г., стал сначала кандидатом в директора Правления, а после ухода из фирмы старшего брата был избран директором-распорядителем. Помимо пивоварения он также вел торговлю винами под фирмой «Николай Дурдин, Соболев и Компания».
Унаследовав отцовскую дачу в Териоках, Николай Андреевич расширил на свои средства Казанскую церковь, построенную отцом. Много лет, начиная с 15 сентября 1894 года, он был старостой этого храма. В советское время храм был закрыт и только в конце 1980-х его вернули православной церкви.
Николай Андреевич много занимался благотворительностью. С 1897 по 1903 год он был Почетным попечителем Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, а затем до 1910 года состоял членом Общества вспомоществования неимущим гимназистам Николаевской гимназии, был членом особого присутствия по разбору и призрению нищих, с 1915 г. служил Председателем этого присутствия, выполняя свои обязанности без вознаграждения.
31 декабря 1914 г. Николай Дурдин получил звание коммерции советника.
Семейная жизнь