ПАМЯТНИК ЛЕНИНУ на Красной площади в Ярославле
Памятник Ленину на Красной площади в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника — скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский.
Установить в Ярославле памятник Ленину было решено 8 января 1934 года на заседании Ярославского горсовета. В принятом постановлении «О постановке в городе памятника В.И. Ленину» говорилось:
«1.Учитывая требования рабочей общественности, установить в городе памятник В.И. ЛЕНИНУ.
2.Приобрести у КНАП Ленсовета бронзовую фигуру
3.Поручить ответ. секретарю Горсовета тов. Кроткову подписать договор на покупку фигуры и передачу проектных работ автору — скульптору Козлову.
4.Создать комиссию по постройке памятника в составе: т. т. Кроткова (Горсовет), скульптора Козлова, Лыжина (ГорФО), Шмелева (Орготдел), архитектора ГКО тов. Пальчинского (так невнимательная машинистка напечатала фамилию Капачинского. — Авт.), Плотниковой (зам. планов. сектор ГКО) и представителей ГК ВКП (б), Горпрофсовета, ГК ВЛКСМ и оргкомитета ССХ.
5.Поручить комиссии наметить конкретные мероприятия по изысканию средств на оплату всех расходов по постройке памятника.
6.Открыть специальный текущий счёт в Госбанке, передав право распоряжения средствами тов. Кроткову».
Вопреки распространённой практике, постановление не было сразу же опубликовано, поскольку о требованиях «рабочей общественности» до заседания горсовета в городе никто ничего не знал. Но после заседания была проведена соответствующая работа. 20 января 1934 года в газете «Северный рабочий» было напечатано обращение ударников автозавода к ярославцам под заголовком «Построим в Ярославле памятник Ленину». «Десятую годовщину смерти величайшего гения, друга и учителя трудящихся всего мира Владимира Ильича Ленина мы встречаем всемирно-историческими победами на всех фронтах социалистической стройки… Растут заводы, поднимается материальный и культурный уровень трудящихся. Всё это является результатом того, что партия большевиков, руководимая лучшим учеником Ленина — тов. Сталиным, твёрдо и последовательно осуществляет заветы Владимира Ильича. Много добился Ярославль за эти годы. Но мы считаем большим пробелом, что в Ярославле, таком крупном пролетарском центре, до сих пор нет памятника Владимиру Ильичу Ленину. Мы предлагаем ознаменовать 10-ую годовщину смерти вождя сбором средств на постройку в Ярославле памятника товарищу Ленину. Мы призываем всех трудящихся города поддержать наше предложение». Под обращением стояли три фамилии — Воробьёв, Спиридонова, Моторин.
На следующий день в «Северном рабочем» под тем же заголовком за подписью «Метлицын» был напечатан «Вызов рабочих «Парижской коммуны»: «Рабочие авто-кузовного цеха лесозавода «Парижская коммуна» постановили просить горсовет ознаменовать ленинскую годовщину постройкой в Ярославле памятника
Через неделю газета публикует первый отчёт о поступлении средств: «Предложение ударников автозавода о постройке в Ярославле памятника
В номере от 28 января «Северный рабочий» сообщает о новых примерах трудового энтузиазма: 35 рабочих хлебозавода отработали сверхурочно по 4 часа; коллектив фотографии «Рекорд» перечислил в фонд памятника 70 рублей; сотрудники магазина № 5 и мельницы № 6 — однодневный заработок; рабочие красильного цеха артели «Новый быт»
И только после этого, 1 февраля, в «Северном рабочем» было напечатано уже давно принятое постановление, начинавшееся словами: «Учитывая многочисленные требования рабочей общественности…» Дата принятия постановления не указывалась.
В дальнейшем про сбор средств на памятник газета вспомнила ещё только один раз: 3 февраля сообщалось, что рабочие автозавода провели 7-часовой субботник; педагоги воспитательного дома имени Краснознаменного Комсомола собрали 18 рублей; домохозяйки жакта № 157 — 20 рублей; сотрудники конторы ЯГМЗ — 186 рублей; ударники школы ФЗУ ЯУВРЗ — 66 рублей 30 копеек. Коллектив завода «Победа рабочих» решил провести субботник в воскресенье, заработанные средства перечислить в фонд памятника, а пионеры уже собрали среди рабочих этого завода 170 рублей.
Выбор места для памятника Ленину в Ярославле поначалу был поручен скульптору Василию Васильевичу Козлову. К тому времени, начиная с 1924 года, памятники Ленину по такой же модели работы Козлова были уже установлены в Калуге, Владикавказе (Орджоникидзе), Армавире, Кизеле, Железноводске, Ленинграде у Смольного и на проспекте Обуховской обороны, в Нижнем Новгороде (Горьком), Махачкале, Андижане, Душанбе, Николаеве, Севастополе и Владивостоке. Везде размер скульптуры составлял 2,5 метра, в Севастополе и Владивостоке были установлены скульптуры высотой 4,37 метра. Такая же была приобретена и Ярославским горсоветом. (Козловым были выполнены ещё два варианта скульптуры Ленина, значительно менее экспрессивных. Они были гораздо более востребованы — всего по стране по этим моделям было поставлено около восьми тысяч памятников Ленина из бронзы, цемента и гипса.)
Мэтру создали все условия для работы, предложив рассмотреть в качестве места для будущего памятника Красную или Театральную площади. Козлов остановил свой выбор на Красной площади. В интервью газете «Северный рабочий» 12 марта 1934 года он так обосновал свой выбор: «Учитывая будущее индустриального города, спуск на Волгу и пересечение бульвара, где трудящиеся проводят свой отдых, я нашёл целесообразным выбрать место для памятника на Красной площади. Когда я приступил к разработке проекта, то в процессе работ окончательно убедился в правильности этого выбора. Здесь, у подножия памятника Ленину ударники Ярославля будут рапортовать о своих достижениях. Здесь будут проходить демонстрации».
Постамент был спроектирован Козловым из двух массивов карельского гранита с барельефами — на нижнем массиве изображалась картина подавления антибольшевистского мятежа, на верхнем — «новое индустриальное лицо» города. Постамент устанавливался на четырёхступенчатую площадку, которая могла бы выполнять роль трибуны во время митингов и демонстраций.
Кстати, в этом интервью Козлов проговорился, что решение о строительстве памятника было принято задолго до того, как начали поступать «многочисленные требования рабочей общественности». Корреспонденту он сказал буквально следующее: «В начале января ярославский горсовет поручил мне исполнить проект будущего памятника В.И.Ленину».
Когда Козлов работал над своим проектом, церкви Симеоновского прихода — летняя Симеона Столпника и зимняя Введения Богоматери во храм, построенные в первой половине XVIII века, — были уже снесены. Они стояли в квартале между улицами Гражданской (сейчас — проспект Октября) и Советской, и на этом месте в 1934 году начиналось строительство «Дома с аркой» по проекту архитекторов
Но план Козлова комиссией был отвергнут. Как говорил сам Козлов в интервью «Северному рабочему», для реализации его проекта уровень поверхности Красной площади «необходимо будет поднять на уровень прилегающих к ней улиц и расширить ее радиус за счёт бульвара и прилегающих построек». В этом случае пришлось бы также перекладывать рельсы трамвайных линий, пересекавших площадь.
Такие работы неизбежно повлияли бы на общую стоимость монумента. К тому же, по расчётам Козлова, памятник можно было бы открыть не ранее, чем через год — к 1 мая 1935 года. А рабочая общественность требовала ознаменовать постройкой памятника «исполнившееся десятилетие со дня смерти основоположника социалистического строительства», то есть памятник был дорог именно к 1934 году. Поэтому проект Козлова властями и был отвергнут. 28 мая новый председатель комиссии по установке памятника Александр Прокофьев (Кротков был от руководства комиссией отстранён как не справившийся) заявил: «Памятник
«В последнее время мы решили внести ряд изменений в проект памятника. От проекта, предложенного скульптором Козловым, пришлось отказаться. Осуществление этого проекта требовало огромных затрат, связанных с приобретением таких дорогостоящих материалов, как карельский гранит, и с большой перепланировкой Красной площади. Мы предлагаем поставить памятник в несколько упрощённом виде, не снижая качеств большого художественного монумента. Фигура Ленина будет бронзовая, по типу памятника в Севастополе. Не решен ещё вопрос о месте, где будет установлен памятник. Ориентировочно намечается Красная площадь. На работы по сооружению памятника будет затрачено 150 — 200 тыс. рублей. Открытие памятника будет приурочено к Октябрьским торжествам».
Александр Иванович откровенно сказал, а газета легкомысленно напечатала, что энтузиазма у пролетарской общественности хватило ненадолго, и сбор средств на установку памятника идёт гораздо хуже, чем предполагалось: «Сейчас необходимо усилить сбор средств на сооружение памятника. До сих пор средства поступают медленно. Из 200 тысяч руб., которые должна дать общественность города, собрано лишь 45.000 руб. Трудящимся города необходимо выполнить обязательство по отработке одного дня в фонд постройки памятника В.И.ЛЕНИНУ».
Месяц потребовался на составление программы и условий закрытого конкурса, которые были утверждены 30 июня. За это время властями был решен вопрос о месте для памятника, поэтому задание конкурса формулировалось достаточно конкретно, хотя и стилистически коряво:
«1.Проект памятника В.И.ЛЕНИНУ должен как можно лучше разрешить идею памятника вождю революции, в общей композиции памятника, активно воспринимаемой, должен мобилизовать массы на выполнение заветов своего вождя.
Место для памятника намечено на участке б/Власьевской церкви, выходящем на Театральную площ. и ул. Свободы… Планировка существующего Власьевского сквера должна быть проработана в увязке с памятником с сохранением существующих деревьев, допуская как исключение в случаях необходимости вырубки отдельных деревьев.
2.Памятник должен представлять собой монументальное сооружение с основной фигурой В.И.ЛЕНИНА.
3.При проектировании надлежит учесть, что для памятника Яр. Горсоветом приобретена бронзовая фигура ЛЕНИНА высотой 4,35 м., каковая и должна быть включена в композицию памятника.
4.Материал для пьедестала — бетон.
5.Общая стоимость сооружения должна быть минимальной и не превышать 200 000 руб.»
Поработать участникам конкурса предлагалось не только за славу: «По постановлению совета Жюри за относительно лучший проект будет выдана премия 1000 руб. Автору премированного проекта может быть предложено составление окончательного проекта со сметой на основе материалов конкурса и заключенийсовета Жюри, за что уплачивается 1500 руб. Комиссия по постройке памятника ЛЕНИНУ В.И. привлекает автора принятого к осуществлению проекта к участию в составлении или в наблюдении и консультации присоставлении рабочих чертежей, а также и самого строительства за особое вознаграждение по соглашению с автором».
В состав жюри входили 17 человек — чиновники горисполкома, партийные и комсомольские функционеры, представители предприятий и строительных организаций. Был в составе жюри и бывший городской и губернский архитектор, а в 1934-м инженер Волгостроя Григорий Васильевич Саренко, построивший в Ярославле много замечательных зданий. (До открытия памятника вождю мирового пролетариата Саренко не доживёт — его расстреляют по сфабрикованному обвинению в 1938 году.)
Участвовать в закрытом конкурсе было поручено двум ярославским архитекторам — Александру Васильевичу Фёдорову и Сергею Васильевичу Капачинскому.
На закрытом конкурсе эскизных проектов лучшим было признано предложение Капачинского. Он предложил вариант многоступенчатого пьедестала с основной частью в виде мощной колонны, опоясанной надписью «Да здравствует социалистическая революция во всём мире». У основания памятника предлагалось установить четыре мемориальные доски, отражающие основные этапу революционного движения и социалистического строительства в Ярославле.
Решение жюри было опубликовано в газете «Северный рабочий» 2 августа. «После тщательного рассмотрения и обсуждения был утверждён и принят к производству проект памятника архитектора Капачинского. Памятник
Горсовет ещё раз подтвердил дату открытия памятника и наметил план работ на оставшееся время: «По решению городского Совета, открытие памятника Ленину должно быть приурочено к 17 годовщине Октябрьской революции. Таким образом, за 3 месяца должны быть проведены работы по распланировке сквера, по постройке пьедестала и установке фигуры
Но, учитывая большой объём работ, этот срок был совершенно нереальным. Вскоре это стало понятно в том числе и городскому Совету. 15 сентября был заключён «Договор между комиссией по постройке памятника
Понятное дело, после сдачи чертежей их нужно было ещё рассмотреть, доработать и утвердить, закупить строительные и облицовочные материалы, изготовить «детали бордюра, ограждений, лестниц и скамеек», заложить фундамент, что лучше делать не зимой. В общем, к 1 мая 1935 года, как и прогнозировал Козлов, можно было успеть, и в день международной солидарности трудящихся открыть-таки памятник Ленину практически на том самом месте, где совсем недавно стояли две церкви и колокольня Власьевского прихода.
Однако нужная для начала работ сумма собрана не была. Горком партии и горисполком не раз устраивали совещания, посвящённые сбору средств, закрепляли за предприятиями ответственных, которым предписывалось выколачивать деньги — всё было тщетно. А в 1936 году был объявлен конкурс проектов на строительство на этом месте новой гостиницы, в котором также победил Сергей Капачинский.
В 1936 году была создана Ярославская область. Затяжка с установкой памятника становилась уже неприличной. Приобретённая фигура вождя с 1934 года стояла на грузовом дворе железной дороги, где с ней обходились не всегда почтительно. Есть документ, в котором констатируется, что Ленина во время проверки обнаружили заваленным дровами. В конце концов облисполком решил больше не ждать милостей от рабочей общественности и выделил деньги на установку памятника из бюджета. И вновь работа была поручена Капачинскому.
Поскольку прежнее место оказалось занято, Сергей Васильевич был вынужден подыскивать другое. Одним из вариантов предлагалось поставить Ленина в центре площади Волкова, а на месте Кокуевской гостиницы разбить сквер. Но в итоге был выбран самый удачный из всех возможных вариант — поставить Ленина на Красной площади возле уже построенного к тому времени «Дома с аркой».
Открытие памятника состоялось в пять часов вечера 23 декабря 1939 года, в субботу — через два дня после 60-летнего юбилея товарища Сталина, продолжателя дела Ленина. В этот день на первой странице «Северного рабочего» было напечатано «Сообщение Ярославского горкома ВКП (б) и горсовета»: «Сегодня, в 17 часов, на Красной площади состоится митинг трудящихся города Ярославля, посвященный открытию памятника Владимиру Ильичу Ленину. Трудящиеся города собираются по своим предприятиям, учреждениям и избирательным участкам и в организованном порядке прибывают на Красную площадь в составе районных колонн».
Репортаж об открытии памятника был напечатан в воскресном номере «Северного рабочего»:
«Вчера в Ярославле состоялось торжественное открытие памятника гению человечества
Над колоннами реют знамена, плакаты, транспаранты. Всюду — портреты гениального ученика и соратника Ленина, вождя и учителя трудящихся всего мира товарища Сталина, товарищей Молотова, Ворошилова, Калинина, Кагановича, Андреева. На правительственной трибуне — секретарь обкома ВКП (б) тов. Патоличев, секретарь горкома ВКП (б) т. Горбань, председатель облисполкома тов. Большаков, представители советских и общественных организаций.
Митинг открывает председатель Ярославского горсовета тов. Правоторов. Он говорит, что открытие памятника
Затем слово получает депутат Верховного Совета СССР тов. Валяева, стахановка комбината «Красный Перекоп» тов. Соцкая, награждённая медалью «За трудовую доблесть», и секретарь горкома ВКП (б) тов. Горбань. Их речи неоднократно прерываются бурными аплодисментами и криками «ура» в честь партии большевиков, в честь величайшего вождя народов товарища Сталина.
По окончании митинга тов. Правоторов перерезает ленту, скрепляющую покрывало, и взорам трудящихся открылась монументальная бронзовая фигура
Трудящиеся Ярославля приняли на митинге приветственное письмо товарищу Сталину".
А открывался воскресный номер «Северного рабочего» передовой статьёй «За новую победу блока коммунистов и беспартийных»: в этот день ярославцам предстояло избрать депутатов областного, городского и районных Советов депутатов трудящихся. Выборам полностью посвящались и внутренние полосы газеты, осенённые шапками: «Голосуйте за кандидатов сталинского блока коммунистов и беспартийных!», «Мы голосуем за счастливую жизнь, за Родину, за Сталина!» Кроме того, в этом же номере на первой странице публиковались поздравления товарищу Сталину в связи с 60-летием от иностранных лидеров, в том числе — поздравление канцлера Германии Адольфа Гитлера.
Скульптор Василий Васильевич Козлов на открытии очередного своего Ленина не присутствовал. Он уже был тяжело болен. 5 июня 1940 года он скончался в городе Ленинграде в возрасте 53 лет и был похоронен на Литераторских мостках — мемориальном участке на Волковом кладбище, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, художники, архитекторы, учёные и общественные деятели.
Не присутствовал на открытии памятника Ленину и возглавлявший в 1934 году комиссию по его строительству и жюри конкурса Александр Иванович Прокофьев, который на страницах «Северного рабочего» обещал, что памятник будет построен к 7 ноября 1934 года. 10 июня 1937 года решением бюро горкома ВКП (б) Прокофьев был исключён из партии «за тесную связь с троцкистами и троцкистские действия» и в ту же ночь арестован. Ему было предъявлено обвинение в подготовке терактов над вождями ВКП (б) и вредительской подрывной работе в системе Советов. Один из обвиняемых, проходивших по тому же делу, дал на допросе такие показания: «Прокофьев взялся за организацию постройки памятника Ленину. Было собрано с населения много денег, очень много было затрачено добровольно-бесплатной рабочей силы на подготовку площадки, а в результате статуя Ленина стоимостью 75 тысяч рублей была по указанию Прокофьева брошена на задворках городской товарной станции. Куда девались остальные средства, собранные на памятник, которыми распоряжался Прокофьев, неизвестно. Всё это делалось с целью подрыва авторитета органов советской власти». Каким способом были добыты эти показания, теперь уже установить невозможно.
15 сентября дело Прокофьева рассмотрела Военная коллегия Верховного суда СССР. Заседание началось в 17 часов и продолжалось ровно 15 минут. Александр Иванович Прокофьев был приговорён к высшей мере и в тот же вечер расстрелян. Было ему тогда 32 года.
Двадцать лет спустя Прокофьева реабилитировали, но только в январе 1991 года было отменено постановление бюро горкома об исключении его из партии: Прокофьев Александр Иванович был «восстановлен членом КПСС с 1928 года посмертно». Через восемь месяцев КПСС сама приказала долго жить.