ТОПЛЕНИНОВ Александр Дмитриевич
ТОПЛЕНИНОВ Александр Дмитриевич (1799, Ярославль — 22 июля 1877, Ярославль) — ярославский купец, инициатор учреждения в Ярославле городского общественного банка, благотворитель.
Александр Топленинов родился около 1799 г. — об этом свидетельствует исповедная роспись церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе г. Ярославля за 1800 г. В росписи говорится, что Дмитрий Егоров Быков с женой Татьяной Ивановой и детьми — 10-летним Федором, 7-летним Павлом, 4-летней Ольгой и полуторалетним Александром с 1800 года жили с семьей посадского Иоакима Кириллова Онисимова.
Вскоре Дмитрий Егоров стал именоваться Топлениновым, а семья его увеличилась — у супругов родились сын Евграф (1803) и дочь Елизавета (1806).
По данным «Формулярного списка о службе», Александр Дмитриевич Топленинов получил домашнее воспитание. По выбору ярославского городского мещанского общества в 1833 г. он служил мещанским старостой, по выбору ярославского городского общества в период 1852—1854 гг. — гласным городской Думы.
Как свидетельствуют документы,
Если годовой оборот лавок вначале составлял всего 300−500 рублей, то впоследствии увеличился до 7−10 тысяч рублей. Такие немалые по тем временам денежные средства Топленинов решил использовать, вложив их под рост процентов.
Известно, что с 1846 по 1862 гг. семья Топлениновых в составе Александра Дмитриевича, его супруги Пелагеи Поликарповны, урожденной Ерашевой, происходившей из ярославских посадских, их детей — сыновей Асафа и Александра, дочерей Трифены и Екатерины, состояла в 3-й купеческой гильдии, в первой половине 1863 г. — во 2-й гильдии, со второй половины 1863 г. и по 1877 г. — в 1-й гильдии. Жили Топляниновы в собственном доме на Духовской улице (ныне — Республиканская, 37).
6 февраля 1862 г. императором Александром II было утверждено положение для городских общественных банков, согласно которому банки могли открываться с основным капиталом не менее чем 10 тысяч рублей, пожертвованным частными лицами или обществами.
В декабре 1862 г.
8 октября 1863 г., по приговору ярославского ремесленного общества, было решено предоставить для этой цели «капитал, хранящийся в билетах государственного Банка в 17.7 рублей…».
28 ноября 1863 г. приговором ярославского городского общества учреждался общественный банк при городской думе, на общий капитал в размере 22 тысяч 700 рублей. Оговаривалось, что прибыль банка будет ежегодно делиться на четыре части и направляться в городской доход, а также на содержание призреваемых в общественных богадельнях, на мужские и женские училища и на «усиление» самого банка.
Согласно решению министра финансов в Ярославле был открыт общественный банк с правом вести прием вкладов, учет векселей, выдачу ссуд под залог процентных бумаг, товаров, драгоценных и других вещей, недвижимых имуществ. А 13 октября 1864 г. последовал указ императора Александра II об утверждении купца Александра Дмитриева Топленинова директором городского банка, а товарищами к нему — купца Семена Дмитриева Чарышникова и мещанина Александра Афанасьева Розаева.
За пожертвование 5 тысяч рублей в основной капитал на учреждение банка, 4 декабря 1864 г. Топленинов был награжден золотой медалью с надписью «За полезное» на Станиславской ленте.
20 января 1868 г. Топленинов обратился к губернатору
Данные предложения одобрило Министерство финансов, о чем 16 марта 1868 г. был поставлен в известность губернатор.
Топленинов и его семья более сорока лет были прихожанами Пятницкой церкви в Калачной слободе г. Ярославля. Этим объясняется особое отношение Александра Дмитриевича к деятельности церкви и жизни причта.
В журнале ярославского приказа общественного призрения от 25 октября 1849 г. записано, что Топленинов представил деньги в размере 150 рублей, чтобы проценты с этой суммы выдавались священноцерковнослужителям Пятницкой церкви в Калачной слободе на поминовение родственников. Деньги записали в приходную книгу и проценты ежегодно использовались причтом храма.
В 1868 г. на средства купца по проекту архитектора А.М. Достоевского к зимнему храму Пятницкой церкви в Калачной слободе пристроили приделы и соорудили колокольню.
17 июля 1870 г. «за труды по званию старосты» ярославской городской Пятницкой церкви в Калачной слободе и за пожертвование 12 тысяч 625 рублей 93 копеек на благоустройство храма, Топленинов был награжден золотой медалью на Аннинской ленте с надписью «За усердие».
18 января 1872 г. Александр Дмитриевич составил завещание. В тот же день он вложил в городской общественный банк на вечный вклад 50 тысяч рублей, 6 сентября 1873 г. еще 23 тысячи рублей, 21 сентября 1873 г. — 27 тысяч рублей.
Проценты с общей суммы в размере 100 тысяч рублей по воле Топленинова после его смерти, смерти его жены и их бездетного сына Александра предназначались на содержание богадельни для престарелых граждан Ярославля, а также для больных и раненых воинов, которая должна была открыться в доме Топленинова на улице Духовской.
17 августа 1873 г. губернское попечительство детских приютов обратилось в городскую управу с безотлагательной просьбой: «…не признает ли она возможным принять на счет городских сумм содержание Николаевского в г. Ярославле детского приюта, так как учредитель его потомственный почётный гражданин Алексей Иванович Трунов содержать приют на свои собственные средства не может, губернское же попечительство, с своей стороны, выдать пособие на содержание того же Николаевского приюта, по ограниченности средств своих, находит также невозможным. Кроме того, губернское попечительство считает необходимым присовокупить, что содержание Николаевского приюта обходится в 2750 рублей в год, не включая ремонта на дом, требующего в настоящее время значительных исправлений».
Городская управа расходы по содержанию приюта на себя не приняла, но озаботилась поисками нового благотворителя и обратилась с соответствующей просьбой к Топленинову. 5 октября 1873 г. от него поступило заявление в собрание городской Думы, в котором излагалось предложение по дальнейшему содержанию Николаевского приюта.
В заявлении говорилось: «Вследствие затруднений, встреченных по содержанию Николаевского детского приюта, собрание городской Думы, чрез городского голову Рафаила Ивановича Кокуева, удостоило меня предложением о вспомоществовании Николаевскому приюту в содержании. Благодарю собрание Думы, предоставившее мне случай сделать еще доброе дело. Предложение собрания я принимаю и на содержание Николаевского детского приюта жертвую в основной капитал банка 10 тысяч с тем, во-первых, чтобы жертвуемый мною капитал по счетам банка и отчетности именовался „Капиталом детского приюта имени в Бозе почившего наследника, пожертвованным Топлениновым“. Во-вторых, чтобы из прибылей банка, падающих на жертвуемый капитал, ежегодно отчислялось к 10 тысячам от 10 до 20%, остальная же затем сумма употреблялась на содержание Николаевского приюта. По соображениям моим, суммы этой, а также суммы, назначенной мною при пожертвовании капитала еще в 1868 году на содержание сирот и устройство бедных девушек, навсегда и вполне будет достаточно на содержание приюта…»
19 ноября 1873 г. собрание городской Думы, заслушав заявление, постановило: «Принять предложение г. Топленинова и поручить городской управе выразить ему за такое благое дело искреннюю благодарность собрания».
5 апреля 1874 г. за «неслужебные отличия», выразившиеся в пожертвовании в 1873 г. на усиление оборотов банка 50 тысяч рублей,
11 мая 1874 г. Александр Дмитриевич обратился в правление общественного банка с предложением отчислять из прибыли в Николаевский детский приют «для выдачи священнику за священнодействие в домовой церкви приюта и законоучительство жалованье 240 рублей, за обучение воспитывающихся в приюте детей пению добавочных 180 рублей и причетнику в жалованье 60 рублей». Это предложение одобрил император Александр II.
22 июля 1877 г., согласно метрической записи ярославской Пятницкой церкви в Калачной слободе, Александр Дмитриевич Топленинов скончался и был похоронен на кладбище при той же церкви.
7 ноября 1911 г. состоялось заседание комиссии по общим вопросам городского хозяйства, на котором рассматривали вопрос о принятии городом, согласно духовному завещанию Топленинова, недвижимого имения для устройства богадельни. К этому времени капитал, оставшийся после смерти Александра Дмитриевича, его жены Пелагеи Поликарповны (1803 — 1880) и сына Александра Александровича (1842 — 1911) составлял 105 тысяч рублей. В соответствии с завещанием
На заседании городской Думы 10 ноября 1911 г. решено было учредить городскую богадельню для бедных престарелых граждан Ярославля с наименованием «