Костромской драматический театр в годы войны
Костромской драматический театр основан в 1808 году. В годы войны активно работал с первого до последнего её дня.
В первый день войны, 22 июня 1941 года, Костромской драматический театр находился на гастролях в Ярославле. После возвращения в Кострому вместо долгожданного отпуска начались репетиции, вводы в идущие спектакли, поскольку многие артисты получили повестки.
О первых днях первого военного театрального сезона рассказывает писатель Евгений Степаненко:
«Театральный сезон открыли досрочно, 19 июля 1941 года, спектаклем «Полководец Суворов» по пьесе И. Бехтерева и А. Разумовского. И вдруг — телеграмма из Ярославского областного управления культуры (до августа 1944 года Кострома входила в состав Ярославской области). В телеграмме говорилось: «В связи с военным временем театры Костромы, Ростова, Гаврилов-Яма, Переславля подлежат ликвидации. Остаются функционировать Ярославский театр имени Ф. Волкова, Рыбинский городской… Срочно доложить об исполнении».
На следующий день коллектив, как обычно, собрался на репетицию. Но вместо репетиции услышали другие слова главного режиссера Виктора Княжича. Зачитав телеграмму, он сказал: «С сегодняшнего дня все уволены. Получите справки о ликвидации театра. Артистам Ярчевскому, Кулебякину, Талисману предлагается, если пожелают, перейти в Рыбинский театр… Прощайте, друзья».
Много позже Аркадий Михайлович Талисман о том чёрном дне в жизни театра рассказывал: «Прошло десять минут — никто не встал. Полное уныние. Я решительно подошёл к столу и взял справку. Вслед за мной встали Касьянов и Иванченко и, не взяв справок, поклонились всем и ушли. Заплакала старейшая замечательная наша актриса Валентина Николаевна Соломина. За справками потянулись остальные. Когда все было покончено, я попросил слова и сделал заявление: «В Рыбинский театр не поеду, остаюсь в Костромском театре, будем бороться за его существование!»
Прямо с собрания художник Михаил Пирогов, главный режиссер Виктор Княжич, артисты Павел Брянский и Аркадий Талисман пошли в горком партии. Секретарь горкома Лидия Александровна Каткова, выслушав визитёров, выразила резкое несогласие с решением о закрытии театра, тут же начала звонить по высоким инстанциям, а на прощание спокойно сказала: «Не волнуйтесь. Передайте коллективу, что добьёмся восстановления, чего бы нам это ни стоило».
С августа коллектив перешёл на казарменное положение. Днём выступали в госпиталях, трудовых коллективах, фронтовых формированиях, вечерами репетировали, подготовив за короткий срок спектакли «Парень из нашего города» К. Симонова и «Трактирщицу» К. Гольдони. Добились разрешения играть в театре три раза в неделю. Потом стали выступать и ежедневно. Никакого материального вознаграждения за свою работу не получали. Выручали жёны, родственники, поклонники театра, поддерживающие бунтарей участливым словом, сэкономленной картофелиной либо сухариком.
Прослышав о непокорности костромичей, из Ярославля прибыла группа режиссёров и критиков для окончательной ликвидации Костромского драматического. 6 октября для них показывали спектакль «Парень из нашего города», 7-го — «Трактирщицу,» 8-го — «Батальон идёт на Запад». Каждый вечер, несмотря на строгий запрет высоких гостей из области, зрительный зал был переполнен, спектакли шли с небывалым успехом. То были три дня, которые потрясли высокую комиссию. И она дала разрешение на признание Костромского драматического театра им.
В сезоне 1941−1942 гг. в театре состоялось 14 премьер, в сезоне 1942−1943 гг. — 11, в сезоне 1943−1944 гг. — 8, в сезоне 1944−1945 гг. — 10. Ставились пьесы
В 1943 году, по предложению Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР, из числа творческих работников театра была сформирована бригада для обслуживания частей Красной Армии Калининского фронта. Художественным руководителем был назначен артист
Более 50 спектаклей и концертов дала бригада на Калининском фронте. Командование фронтом высоко оценило работу костромских артистов, наградив участников бригады Почётными грамотами. Приказом по Калининскому фронту им объявлена благодарность.
В то время как фронтовая бригада выступала на передовой, в Костроме были созданы еще два творческих коллектива для обслуживания тружеников села. Они побывали в самых отдалённых деревнях, колхозах и совхозах, давая по два-три выступления в день, принимали участие в крестьянских работах.
В январе 1944 года было решено отметить 100-летний юбилей театра (уже в послевоенные годы была документально установлена другая дата его основания — 1808 год). Комиссию по организации празднования столетия театра возглавил председатель Костромского горисполкома
Режиссёр-постановщик, художественный руководитель театра А. Михайлов объяснял выбор тем, что «дата столетия, да ещё пришедшая в дни Великой Отечественной войны, обязывала нас раскрыть пьесу не только блестящих литературных и сценических достоинств, но и пьесу, отвечающую великим темам наших исторических дней. И такая пьеса, отвечающая всем требованиям театра, нашлась именно у Островского. Его историческая хроника „Козьма Захарьич Минин-Сухорук“ является настоящей народной трагедией, несущей трепетную, страстную тему защиты родины, изгнания врагов со священной земли русской, тему мести суровой и справедливой.» («Северная правда», 1944, 9 июня).
Пользуясь предъюбилейной атмосферой, городские власти обратились к руководству Ярославской области с просьбой ходатайствовать перед правительством о присвоении звания заслуженных артистов РСФСР «выдающемуся мастеру театра, создательнице замечательной галереи образов русских женщин в ряде патриотических спектаклей, участнице фронтовой бригады театра Соломиной Валентине Николаевне и артисту-режиссёру Брянскому Павлу Владимировичу, создавшему яркие образы русских патриотов в спектаклях и отлично осуществившему постановку ряда пьес, художественному руководителю фронтовой бригады». Заместителю директора театра Яшину Якову Петровичу, потерявшему в 1941 году зрение, но продолжавшему работать, предлагалось установление персональной пенсии.
Соответствующим ведомствам были даны указания: в срок до 15 февраля 1944 года остро нуждающихся работников театра обеспечить жильём, для членов коллектива выделить 200 кубометров дров, отпустить 20 отрезов на костюмы и пальто, 60 метров материи на дамские платья, особо нуждающимся выделить 10 пар валенок…
В честь юбилея театра был запланирован цикл статей в газете «Северная правда». Статьи раскрывали историю театра, рассказывали о поставленных спектаклях и об актерах, также в этих статьях давались отзывы зрителей о спектаклях. Отдельные статьи рассказывали о тех сотрудниках театра, которых не видит зритель: художниках, осветителях, костюмерах, гримерах. Городское радио в конце 1943-го — начале 1944-го годов транслировало записи спектаклей театра «Правда — хорошо, а счастье лучше» и «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»
Апофеозом юбилейных празднеств стало торжественное заседание общественности Костромы 23 января 1944 года в городском театре.
В августе 1944 года была образована Костромская область. После этого Костромской драматический театр получил статус областного.