ТАНЦУРА Афанасий Тихонович
ТАНЦУРА Афанасий Тихонович (1893 — не ранее 1938) — председатель Ярославского губисполкома с августа по декабрь 1919 г.
Работал в Рыбинских главных железнодорожных мастерских. Член партии с апреля 1917 г., активный участник установления советской власти в Рыбинске, один из организаторов Красной гвардии в городе. В период июльского мятежа 1918 г.
На энергичного работника обратили внимание в губернии. С августа по декабрь 1919 г. Танцура был председателем Ярославского губисполкома. В декабре 1919 г. согласно телеграммы ЦК РКП (б) выбыл на Украину.
Чем он занимался следующие полтора года — неизвестно. Но несомненно, что за это время он заслужил доверие в самых высоких сферах. Сведения о его дальнейшей карьере датируются июлем 1921 года: 9 июля Танцуру назначили временно исполняющим обязанности Харьковской губернской ЧК. Учитывая, что Харьков в то время являлся столицей Украинской Советской Социалистической республики, это была очень высокая должность. Успешно пройдя «испытательный срок», в декабре Танцура стал полноценным председателем губчека, а после её реорганизации в феврале 1922 года — начальником Харьковского губернского отдела ГПУ. На этой должности он находился до 2 июля 1922 года. В 1923 — 1927 годах Танцура был председателем Харьковского губернского, а затем Харьковского окружного суда.
В конце 1920-х его следы вновь теряются на десять лет. Очередное упоминание о Танцуре появляется в книге «Сталинизм в советской провинции: 1937−1938 гг. Массовая операция на основе приказа № 447». В эти годы по всей территории СССР были развёрнуты массовые политические репрессии, известные также под названием «большого террора». У чекистов в это время было так много «работы», что штатных сотрудников не хватало и приходилось привлекать так называемых особоучётчиков — запасников, которые работали наравне со штатными сотрудниками. Показателем успешной работы было количество законченных дел. Здесь то и пригодился опыт «чекиста запаса Танцуры А.Т.». В сохранившейся в архиве Харьковского СБУ характеристике говорится, что Афанасий Тихонович «работал на следствии честно и самоотверженно, провел ряд следственных дел, по которым обвиняемые осуждены по 1-й категории», то есть — к расстрелу. О том, как следователи Харьковского управления НКВД «делали результат», позднее свидетельствовал
О дальнейшей судьбе