НАХИМСОН Семён Михайлович
НАХИМСОН Семён Михайлович (псевд.: Михальчи, Павел Салин; 25 ноября 1885, Либава Курляндской губернии (ныне — латвийский город Лиепая) — убит 6 июля 1918, Ярославль) — комиссар Ярославского военного округа, председатель губисполкома 2−5 июля 1918.
Родился в еврейской купеческой семье. Старший брат Григорий — горный инженер; младшие братья: Фёдор (1887—1939) — юрист, будущий Председатель Уголовно-судебной коллегии Верховного суда (арестован 11 августа 1938 г., расстрелян 20 января 1939 г.), и Вениамин (1891—1942) — инженер-электрик.
Уже в гимназические годы
Являлся делегатом V съезда РСДРП в Лондоне (1907 г.) от Ковенской военной организации Бунда. В 1911 г. окончил Бернский университет, получив диплом доктора философско-экономических наук. При этом в Швейцарии — центре русской эмиграции — не прекращал работу в социал-демократических организациях. Студентом в 1909 году вступил в Бернскую группу содействия Бунду, откуда был вскоре исключён за пощёчину, нанесённую председателю этой группы Ленскому.
По возвращении в Россию вёл подпольную партийную работу в Петрограде. Сотрудничал в «Правде», где его статьи появлялись под псевдонимами «Павел Салин» и «Михальчи». В январе 1913 года арестован в Москве в ходе разгона нелегального Съезда торгово-промышленных служащих, проходившего на на Воробьёвых горах. После освобождения выслан в Либаву сроком на 2 года с последующим запретом на проживание в 58 населенных пунктах страны. 25 сентября 1913 года вместе с братом Фёдором арестован в Либаве, около месяца находился в заключении. После освобождения получил запрет на выезд из Либавы и был обязан каждый день отмечаться в полиции. Летом 1914 года с началом войны покинул Либаву без разрешения полиции (царило мнение, что «Либаву скоро возьмут»). До сентября 1914 года находился в Петербурге, затем в Кременчуге.
Участвовал в Первой мировой войне с 1915 г. в чине прапорщика. В 1916 г. был назначен помощником, а через некоторое время — начальником санитарного отряда Всероссийского союза городов. В феврале 1917 вместе с несколькими солдатами-евреями Нахимсон был арестован по подозрению в шпионаже. От военно-полевого суда, который в тех условиях мог вынести смертный приговор, Нахимсона спасла Февральская революция.
В марте 1917 г. в качестве делегата Юго-Западного фронта Нахимсон едет в Петроград. 14 апреля его избирают в состав Петроградского комитета РСДРП (б), 27 мая — членом ЦИК Петроградского городского Совета, где он, представляя фракцию большевиков, входил и в военную секцию Петросовета. В начале июня был делегатом первого Всероссийского съезда Советов, а затем — делегатом VI съезда РСДРП (б), проходившего в Петрограде с 26 июля по 3 августа. После съезда Нахимсон был направлен в качестве агитатора в 12-ю армию, дислоцировавшуюся в Прибалтике. Принял деятельное участие в издании и редактировании большевистской газеты «Окопная правда», выступавшей против Временного правительства. В сентябре на перевыборах исполкома солдатской секции большевики получили девять мест. Среди избранных был и Нахимсон. 18 октября вошёл в состав ВРК 12-й армии. 20 октября избран комиссаром Латышских стрелковых полков. Также Нахимсон получил мандат делегата II Всероссийского съезда Советов, утвердившего результаты октябрьского переворота. На съезде Нахимсон был избран членом нового ВЦИК.
Во время октябрьского переворота один из братьев
В ходе выборов в Учредительное собрание 12 ноября был избран депутатом от Северного фронта.
С 15 ноября 1917 года
18 декабря 1917 года приказом Главнокомандующего войск завесы назначен политическим комиссаром Латышского корпуса. Участник заседания Учредительного собрания 5 (18) января 1918 года.
В феврале 1918 года 12-я армия была передислоцирована в Рыбинск. Так Нахимсон оказался в Ярославской губернии. В Рыбинске разгорелся нешуточный скандал, связанный с обвинением Нахимсона в финансовых злоупотреблениях. 22 марта Нахимсон даже был подвергнут домашнему аресту с отстранением от всех ответственных должностей по подозрению в утаивании 10 тысяч рублей в период февральского отступления. 4 апреля в рыбинской печати появилось извещение Исполнительного комитета Советов солдатских депутатов 12-й армии «Всем революционным гражданам города Рыбинска» о том, что «состоящий ныне в Исполкоме Рыбинского Совдепа Рыбинска и уезда
О том, что в действительности произошло в эти дни с Нахимсоном, известно мало, газеты были полны полунамеков и полупризнаний. В номере газеты за 7 апреля вдруг появляется извещение на имя
Только 10 апреля проясняется одна из подоплек конфликта в 12-й армии. Рыбинская газета «Известия Совета» помещает заметку под названием «Дело тов. С.М. Нахимсона»: Следственная комиссия при Рыбинском революционном трибунале рассмотрев дело по обвинению
А 18 мая в местной газете появляется статья, призванная подвести черту под «делом Нахимсона». Она так и называлась «Финал „дела“ С.М. Нахимсона». Статья была подписана «бывшим товарищем Председателя Исполкома солдатских депутатов 12-й армии B.C. Денисенко».
21 мая распоряжением Совета Труда и Обороны Нахимсон был вызван в Москву, а 30 мая назначен военным комиссаром по линии ЦК РКП (б) крупнейшего в Советской России Ярославского военного округа, в который входило 8 губерний. Развернув активную мобилизационную работу, он добился формирования и отправки на чехословацкий фронт ряда «внеочередных» дивизий.
Предчувствуя вероятность военно-политических осложнений, Нахимсон стал инициатором создания в начале июня Чрезвычайного Военного штаба в Ярославле. В качестве представителя ЦК с широкими полномочиями вёл энергичную подготовку к переизбранию состава губернского Совета рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. Боролся против линии Н. Ф. Доброхотова, который, по его мнению, дискредитировал Советскую власть. 1 июля затребовал от военного комиссариата Республики присылки надёжных воинских частей. Уже 2 июля со ст. Бологое в Ярославль направился восьмой латышский полк, который, однако, прибыл с опозданием — уже после начала мятежа.
Накануне антибольшевистского вооруженного выступления, 2 июля 1918 года, Нахимсон был избран председателем Ярославского губисполкома. 6 июля, в день начала мятежа, он был арестован в гостинице «Бристоль», где жил в лучшем номере, и заключён в каземат первого милицейского участка, во дворе которого без суда расстрелян.
27 июля 1918 г. гроб с телом Нахимсона был отправлен в Петроград, где захоронен на Марсовом поле.
С 1918 по 1944 год имя Нахимсона носили Владимирский проспект и площадь в Ленинграде. В проекте станция метро «Владимирская» называлась «Площадь Нахимсона». Улицы Нахимсона есть в Иванове, Смоленске, Старой Руссе, Павловске и Петродворце (С.-Петербург), Невеле (Псковская обл.), Окуловке (Новгородская обл.) и ряде других городов и посёлков. Один из ручьёв, протекающих в Петергофском парке Петродворца, носит название канавка Нахимсона. В Ярославле в августе 1984 года имя Нахимсона было присвоено части Большой Октябрьской улицы (до 1918 года — Большая Рождественская) — двум кварталам от Советской площади до площади Подбельского (с 1993 — Богоявленская).
Жизнь Нахимсона стала основой для романа писателя Герберта Кемоклидзе «Салин» (2009).