КРИМЯН Никита Аркадьевич
КРИМЯН Никита Аркадьевич (1913, г. Карс Карсской области, Османская империя — расстрелян 15 ноября 1955 в Тбилиси) — заместитель начальника УНКВД по Ярославской области (1941 — 1943), начальник УНКГБ по Ярославской области (1943 — 1945).
Никита Кримян родился в г. Карсе в семье рабочего-слесаря. Армянин. В партдокументах указано, что отец Кримяна умер в 1917, а мать в 1930-е была домашней хозяйкой. В опубликованной перед выборами в Верховный Совет СССР второго созыва (1946 год) биографии Кримяна говорилось, что и отец, и мать «погибли при бегстве из Карса во время массовой резни армян».
В 1928 Никита Кримян окончил школу 9-летку во Владикавказе. Но уже с 12 лет он работал: с апреля 1925 — подручным в столярной мастерской Григоряна во Владикавказе, с мая 1927 — помощником электромонтера на кожевенном заводе во Владикавказе. В марте 1928 — июне 1930 гг. — столяр в артели «Интернационал» (г. Тифлис), затем заведующий отделением совхоза на станции Сардарабад Эриванского округа (с 1936 — Армянской ССР). С марта 1931 г. управляющий делами Мильского хлопкового совхоза на станции Карадонлы Закавказской железной дороги (Карадонлинский район Закавказской СФСР, с 1936 — Азербайджанская ССР), с декабря 1931 — ответственный исполнитель управления треста «Закэнерго» в Тифлисе.
В июле 1932 Кримян был принят в органы госбезопасности практикантом, а в 1933 его уже назначили уполномоченным ЭКО ГПУ ЗСФСР. В этот период, по свидетельству бывшего начальника отделения ЭКО ГПУ ЗСФСР
С июля 1934 Кримян — оперуполномоченный СПО УГБ НКВД ЗСФСР, с 1935 г. оперуполномоченный, старший оперуполномоченный и помощник начальника 4-го отделения СПО УГБ УНКВД по Грузинской ССР. В январе 1937 — 1938 гг. помощник начальника и начальник 2-го отделения 4-го (СПО) отдела УГБ НКВД Грузинской ССР, затем заместитель начальника следственной части НКВД Грузинской ССР.
В истории сталинских репрессий Никита Кримян остался одним из самых жестоких следователей, садистом и изувером. В 1937 — 1938 годах ему поручали выбивать показания из известных в Грузии людей. Так, именно он пытал поэта Тициана Табидзе, и за два месяца допросов довёл его до такого состояния, что Табидзе был вынужден собственноручно написать «признательные показания». Как пишут в книге о Берии Лев Лурье и Леонид Маляров, Табидзе назвал своим единственным сообщником национального героя Грузии Георгия Саакадзе (жившего на рубеже XVI — XVII веков). «Но невежество Кримяна было таково, что он внес это известное всем грузинам имя в протокол. Вероятно, как и многие подследственные, Табидзе надеялся, что такой анекдотичный ляп следователя спасет его на суде. Но участь Табидзе решала „тройка“, протоколов допроса она не читала, и 16 декабря 1937 года поэт был расстрелян».
14 августа 1937 года был арестован писатель Михаил Джавахишвили. «Работать» с ним поручили Кримяну. Свидетель Хемчумов в 1954 году показывал: «У меня в памяти осталось два случая, когда Кримян до полусмерти избил двоих арестованных, один из которых был писатель Джавахишвили, а фамилию другого не помню. Этот второй на следующий день после избиения Кримяном умер. Избивал его Кримян каким-то крученым жгутом у себя в кабинете…» По некоторым источникам, Берия лично принимал участие в пыточных допросах Михаила Джавахишвили. Писателя расстреляли 30 сентября 1937 года.
Свидетель
В обвинительном заключении (1954 год) по делу о преступлениях следователей-садистов грузинского НКВД в частности говорилось: «…широко применялось избиение арестованных резиновыми палками, веревками, применялись карандаши для выкручивания пальцев рук, навешивание на арестованных, стоявших в положении „смирно“, различных тяжестей: чемоданов с грузом, столов, стульев и др. предметов. С целью получения „признательных“ показаний, вернее понуждения к самооговору, были созданы так называемые „горячие“ и „холодные“ камеры. Наряду с этим практиковались допросы „конвейером“, в результате которых арестованные не имели отдыха и сна, методы психического воздействия. Вновь арестованных помещали „для наглядного показа“ к лицам, уже подвергнутым „обработке“. Видя избитых, слушая их рассказы о пытках, отдельные арестованные при вызове к следователю предпочитали сразу же давать „признательные“ показания».
Бывший начальник Тбилисской тюрьмы НКВД
Из показаний бывшего надзирателя Внутренней тюрьмы НКВД ГССР
Усердие Кримяна не осталось незамеченным начальством. В июле 1937 Кримян был награждён боевым орденом Красной Звезды, а в мае 1939 его приняли в ВКП (б).
В октябре 1939 г. Кримян был направлен в присоединённый к Советской Украине в результате освободительного похода Красной армии Львов: здесь он сначала был начальником следственной части, а с февраля 1940 — заместителем начальника УНКВД по Львовской области. Нет никаких оснований полагать, что во Львове Кримян отказался от методов «работы», освоенных им в Грузии.
3 февраля 1941 года было принято решение о выделении органов госбезопасности из состава НКВД и создании нового наркомата — НКГБ. В марте 28-летний Кримян был направлен в Ярославль — на должность заместителя начальника создававшегося управления НКГБ по Ярославской области. 28 мая 1941 он был награждён знаком «Заслуженный работник НКВД».
Однако после начала Великой Отечественной войны решение о создании НКГБ было отменено, и Кримян был назначен заместителем начальника УНКВД по Ярославской области по оперативной работе и одновременно начальником 4-го отдела УНКВД по Ярославской области. В апреле 1943 Сталин вернулся к решению о создании НКГБ. В мае 1943 Кримян стал начальником управления НКГБ по Ярославской области. В сентябре 1943 он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В годы войны Кримян руководил операциями по поимке вражеских диверсантов, которых немцы активно забрасывали в советский тыл, а также выявлением среди гражданского населения паникёров и распространителей пораженческих настроений. Всего за годы войны таковых было выявлено около семисот человек, в том числе — двенадцать артистов эстонских ансамблей, собранных в эвакуации в Ярославле. Все они получили от семи до десяти лет лагерей. Впоследствии многие из «пораженцев» были реабилитированы.
В апреле 1945 Кримяна вернули на Кавказ — наркомом (с 1946 — министр) госбезопасности Армянской ССР. 31 мая 1945 года он был награждён орденом Отечественной войны I степени, а 24 ноября — вторым орденом Трудового Красного Знамени. В феврале 1946 года он был выдвинут и, естественно, избран депутатом Верховного Совета СССР второго созыва. Однако в июле 1947 после обвинений в «организации склок и непартийном поведении» Кримян был освобожден от занимаемой должности министра госбезопасности Армянской ССР.
Впрочем, без работы он находился недолго: с октября 1947 он уже начальник УМГБ по Ульяновской области. На родине Ленина Кримян был награждён ещё одним орденом Красной Звезды. А ещё в этом городе на Волге он таки решил (рассчитывая, видимо, на продолжение карьеры) получить диплом о высшем образовании и в 1949 году «окончил» Ульяновский педагогический институт.
В июле 1950 Кримян был снят с должности начальника УМГБ по Ульяновской области. До мая 1951 находился в распоряжении Управления кадров МГБ СССР, а затем был уволен из органов МГБ «за невозможностью дальнейшего использования».
С августа 1951 г. Кримян «на хозяйственной работе»: начальник отдела кадров и член коллегии Министерства пищевой промышленности Армянской ССР.
26 июня 1953 года по обвинению в измене Родине в форме шпионажа и заговоре с целью захвата власти был арестован многолетний покровитель Кримяна маршал Советского Союза
19 сентября 1955 г. выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР в г. Тбилиси все обвиняемые были приговорены к расстрелу. 3 ноября Президиум Верховного Совета СССР ходатайство приговорённых о помиловании отклонил. 15 ноября 1955 года все они были расстреляны.