ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна (29.6.1824, сельцо Субботино Любимского уезда Ярославской губ. — 28.7.1883, усадьба Толстиково Буйского уезда Костромской губ.) — поэтесса, прозаик.
Из родовитой, но обедневшей дворянской семьи. Отец — чиновник особых поручений при ярославском губернаторе. Девочка родилась с физическим пороком (без кисти левой руки), с плохим зрением. После смерти матери воспитывалась и обучалась у бабушки
В 1840 переехала к отцу в Ярославль. Рано обнаружила интерес к поэзии и поэтический талант, которому помог развиться ее домашний учитель
Жадовская оставила заметный след в истории русской литературы. Она печаталась в журналах «Москвитянин», «Библиотека для чтения», «Русский вестник», «Сын отечества» и др. В 1846 в Петербурге вышел ее первый сборник «Стихотворения», в 1858 — второй.
В целом оба сборника были благожелательно встречены читателями и критикой. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года», отмечая бесспорный поэтический талант поэтессы, выражал сожаление, «что источник вдохновения этого таланта не жизнь, а мечта». Добролюбов отмечал наличие подлинной поэтичности, народолюбие поэтессы, ее искреннее стремление отразить в своих стихах тяжелую, полную лишений и страданий крестьянскую жизнь. Писарев утверждал, что в ее стихах «отразилась мягкая, нежная душа женщины, которая понимает несовершенство жизни». Жадовская — чуткий и задушевный лирик, стихи ее дышат «истинно художественною простотою» (В. Майков), замечательны «по искренности и нежности чувства» (А. Григорьев).
Тема трагической любви — основная в ее любовной лирике. Желание любви, горе разлуки, ожидание, тоска одиночества, горькое сознание пустоты жизни составляют духовный мир героини ее стихов. Многие из них по форме представляют лирический монолог: «Я помню взгляд, мне не забыть тот взгляд…», «Я все еще его, безумная, люблю…», «Ты скоро меня позабудешь…», «Мне грустно», «Я плачу», «Да, я вижу, — безумство то было…», «После долгой тяжелой разлуки…». В ее стихах чувствуется сознание общности своей доли с судьбой поколения. Глядя на играющую девочку, она предвидит ее трагическое будущее («Дума»):
Оскорбят тебя люди жестоко,
Опозорят святыню души;
Будешь, друг мой, страдать одиноко,
Лить горячие слезы в тиши.
С той же задушевностью, искренностью рисовала Жадовская картины северной природы, которую она самозабвенно любила. Ее радует наступающая весна («Скоро весна»), угрюмое осеннее небо навевает грустные размышления («Мне грустно»; «Осеннее небо угрюмо»), тихий вечер напоминает о погибшем счастье («Вечер… Этот вечер чудный негой дышит…»), бабушкин сад возвращает ее к далеким и счастливым воспоминаниям детства («Бабушкин сад»), особенно любит она ночные пейзажи («Ночь», «Звезды», «Впереди темнеет…», «Все спит кругом…»). Часто описания природы соединяются с раздумьями о жизни, положении трудового народа. Широко известно прекрасное стихотворение «Нива, моя нива…», проникнутое заботой о спасении нивы от «тучи грозовой».
Лирика Жадовской привлекла внимание многих композиторов. На музыку положено 23 её стихотворения, некоторые из них — неоднократно: «Ты скоро меня позабудешь…» (Глинка, Варламов, Даргомыжский, Дюбюк, Рахманинов), «Я все еще его, безумная, люблю…» (Даргомыжский), «Я люблю смотреть в ясну ноченьку…» (Варламов), «Нива» (Афанасьев, Гречанинов) и др.
Проза Жадовской носит во многом автобиографический характер. В основе сюжетов повести «Простой случай» (1847) и романа «В стороне от большого света» («Русский вестник», 1857) — трагическая любовь, определяющаяся сословным неравенством. В романе «Женская история» («Время», 1861) Жадовская рисует героев, отстаивающих свои права на независимость и свободу чувств.
Жадовская принимала участие в литературной жизни Ярославля. В ее доме на Духовской собирались местные любители литературы, профессора Демидовского лицея, лицеисты, о чем сохранилось свидетельство И. С. Аксакова: «Бываю иногда у Жадовских, где встречаю профессоров лицея и студенческую молодежь». Из воспоминанийЛ. Н. Трефолева видно, какое большое влияние оказала Жадовская на его становление как поэта. Поэтесса была душой и организатором двух изданий «Ярославского литературного сборника» (1849, 1850), в которых сама принимала участие. Издатели сборника преследовали с одной стороны, благотворительные цели (средства от распродажи шли в пользу Детского приюта и Дома призрения ближнего), а с другой — стремились оживить литературную жизнь в городе, «вызвать на большую литературную деятельность проживающих в пределах Ярославской губернии любителей отечественной литературы».
Весной 1858 в Петербурге Жадовская, спустя годы, вновь встретилась с
В 1862 Жадовская вышла замуж за вдовца, друга семьи доктора
В воспоминаниях современников Жадовская предстает как человек редкой душевной чистоты.