ИГНАТИЙ Ростовский
ИГНАТИЙ (ум. 1288, похоронен в Ростове) — епископ Ростовский в 1261 — 1288. Причислен к лику святых в XIV в.
Сведения об Игнатии содержаться в житии, летописях, житии Петра царевича Ордынского. Житие Игнатия написано в XIII в. неизвестным автором. Наиболее подробная часть жития Игнатия — описание чудес, случившихся при его погребении.
Игнатий принял монашество в Ростовском Авраамиевом Борисоглебском монастыре, настоятелем которого он позже стал. В 1261 или 1262 был рукоположен в Ростовские епископы. Поскольку Ростовская епархия охватывала тогда нынешнюю Вологодскую область, Игнатий основывал там монастыри и ставил игуменов. В 1260 по заказу князя Глеба Васильковича Белозерского, сына Василька Ростовского, была построена деревянная церковь Преображения и монашеские кельи Спасского монастыря на Каменном острове Кубенского озера. Игнатий поставил старца Федора игуменом этого монастыря. В 1269 по благословению Игнатия на берегу Белого озера был основан монастырь св. Троицы для христианизации чуди. Тогда же Игнатий постриг в монахи Юрьевского князя Дмитрия Святославича. После обряда пострижения немой князь заговорил.
В 1271 Игнатий отпевал в Спасском монастыре Ростова княгиню Марию Михайловну, вдову Василька Ростовского и мать Бориса и Глеба Васильковичей. В 1274 Игнатий присутствовал на церковном соборе в г. Владимире — первом церковном соборе после монголо-татарского нашествия. В 1278 Игнатий отпевал князя Бориса Васильковича. В том же году умер Глеб Василькович, отпет Игнатием и погребен в Успенском соборе г. Ростова. Однако князь Дмитрий Борисович, враждебно относившийся к Глебу Васильковичу и его сыну и даже отнявший принадлежавшие им волости, видимо, настоял на перенесении тела дяди в Спасский монастырь, к усыпальнице его матери, Марии Михайловны. Игнатий выполнил требование князя, и тело Глеба Васильковича через 9 недель было перезахоронено. Это вызвало гнев митрополита Кирилла, который наложил на Игнатия наказание — временное запрещение служить. Спасло Игнатия ходатайство Дмитрия Борисовича.
Игнатий дважды ездил в Орду, второй раз в 1280 ходатайствовать «за причет церковный». Видимо, он получил там грамоту, подтверждающую право ростовских епископов получать с князей ростовских и ярославских годовые оброки, которые они должны были платить Золотой Орде, «в дом святыя Богородицы Ростовские». В том же году Игнатий покрыл оловом и вымостил мрамором Успенский собор в Ростове. С благословения Игнатия Петром, царевичем Ордынским, был основан в Ростове монастырь Петра и Павла, который Игнатий освящал.
В 1281 между князьями Дмитрием Борисовичем и Константином Борисовичем Ростовскими вспыхнула ссора из-за Белозерского удела, отнятого ими у князя Михаила Глебовича, их двоюродного брата. При посредничестве Игнатия кровопролитие было предотвращено, Михаилу был возвращен его удел. В память об этом событии Игнатий заложил в Ростове храм Бориса и Глеба.
После смерти Игнатия во время отпевания случились чудеса от его мощей. Две монахини увидели Игнатия вставшим с одра и стоящим в воздухе над местом его погребения в Успенском соборе. Тогда же исцелился архимандрит Стефан, прикоснувшийся к мощам больной рукой, которая тут же исцелилась. На следующий день, когда хотели положить в гроб список священников и диаконов, поставленных Игнатием, он сам протянул руку и взял свиток. Мощи Игнатия открыто стояли в Успенском соборе. Местное почитание Игнатия началось вскоре после его смерти,
День памяти — 28 мая.