ЯРОСЛАВСКИЕ ПОЖАРЫ
в XIII – XVIII вв.
В средние века Ярославль неоднократно страдал от пожарных бедствий. Некоторые из них, выделяясь своими гигантскими масштабами и разрушительными последствиями, заняли особое место в истории города. В пожарах были навсегда утрачены многие свидетельства о жизни и быте ярославцев, памятники культуры и искусства.
Сохранившиеся известия о городских пожарах содержат важные сведения о размерах Ярославля, его градостроительной структуре, зданиях и сооружениях
8 июня 1501 сгорел Рубленый город. В огне погиб княжеский дворец на Стрелке, а также соборный храм Успения Богородицы, сооруженный в начале XIII в. князем Константином Всеволодовичем. При разборке развалин собора были обретены мощи ярославских князей Василия и Константина Всеволодовичей.
9 июля 1536 Ярославль вновь был обращен в пепел. После этого в городе с западной стороны был выкопан ров и насыпан земляной вал, на котором устроено несколько башен. Так возник Земляной город в Ярославле.
11 июня 1658 произошел, возможно, самый сильный за всю историю города пожар, названный современниками великим. «Загорелось в большом граде Ярославле в 5-й час дне в приходе Рождества Христова и оттоле пойде по всему граду по брегу, посем и стена града загореся». Из-за сильного ветра огонь вскоре охватил весь город. «Восташе в то время бури велия, и трескновение слышася яко гром, яко людей, скоты, сосуды,… бревна и дски поимаше с земли и вметаше ово в огнь, ово же в воду; и бе страшно видети, яко слияся пламень над всем градом». Рубленый город выгорел дотла, как и закоторосльная Тропинская слобода, куда перекинулся огонь. Всего в городе сгорело 29 церквей, Казанский и Афанасьевский монастыри, 1480 дворов горожан: «и дворы все, яже бяху в обоих градех, вся вкупе полиза огнь всеядец в мале времени». Пострадали также деревянные постройки Спасского монастыря. В огне погибло много людей: «И бе умиленное видение и страха исполненное зрети, повсюду бо мертвии лежаху, овии вси сгореша, точию костем остатися, другим же утробы едины, инии же опалени яко главни валяхуся по земли, а инии от дыма и зноя издхоша. И тако собравше я и на утрие ископавше гроб, погребоша вся вкупе». Пожар 1658, уничтожив многие памятники культуры и искусства эпохи культурного расцвета в Ярославле, дал мощный импульс строительству каменных зданий, в первую очередь церквей, многие из которых были перестроены в камне во второй половине XVII в.
Сохранилось известие о городском пожаре 3 мая 1711, когда жертвой огня стали «2 монастыря, в них 84 кельи, 25 церквей каменных, 2 церкви деревянных, 1283 двора,… да на посаде в городе: 36 рядов, в них 703 лавки с полулавкою, 58 шалашей и полков и рундуков, 3 анбара, харчевня, Камендацкой двор, дъячей двор, подле Власьевских ворот тюремный двор… Около города на 16 каменных башнях деревянные кровли и потолки, в том числе в 5 проезжих воротах щиты и мосты; да в воротех пушечные станки сгорели. На башне набатной колокол растопился. Да в городе 2 караульные деревянные избы, 2 моста; Фроловской да за Семеновскими вороты». Кроме того, сгорели постройки государственных учреждений — губной избы, таможни, кружечного двора. Общий ущерб от пожара составил более 500 тысяч рублей.
Следующий большой пожар произошел 25 июня 1768. «Загорелось в питейном доме где ведерная продажа». Из-за сильного ветра огонь быстро распространился на значительной территории. «В скоропостижной и весьма жестокой пожар в самое малое время згорели» 2 монастыря, 15 приходских церквей, архиерейский дом, более 250 обывательских домов, почти 600 лавок, 8 харчевен, 37 кузниц, тюремный острог, 5 питейных домов. В губернском правлении сгорела часть казенных денег, а также архивные документы. В огне погибло 2 человека. Сумма убытков от пожара была оценена в 290 799 рублей 341/4 копеек.
Хаотическая нерегулярная застройка с узкими кривыми улицами, деревянными мостовыми, тесно прилегающими друг к другу деревянными домами, унаследованная от средневековья, являлась чрезвычайно благоприятной средой для распространения огня при возникновении пожара. С появлением прямых улиц и больших площадей по генеральному плану 1778, а также с ростом количества каменных зданий опасность возникновения больших пожаров в Ярославле существенно уменьшилась.