УМАНСКИЙ Александр Ефимович
УМАНСКИЙ Александр Ефимович (20 февраля (5 марта) 1910, с. Братолюбово, ныне Днепровская область, Украина — 1981) — основатель и первый дирижёр Ярославского симфонического оркестра, директор Ярославской филармонии с 1942 г.
Александр Уманский родился в рабочей семье. Семилетним ребёнком он остался сиротой, от голодной смерти Сашу спас его удивительный голос. Неизвестный доброжелатель увёз талантливого мальчика в Одессу и определил в музыкальную школу, которую он окончил по классу виолончели. Во время учёбы пел (дискант) в хоре мальчиков в русской церкви и в Одесском оперном театре. Как вспоминал сам Александр Ефимович, тогда он он пел не хуже Робертино Лоретти. В оперном театре он был капитаном в хоре мальчиков («Пиковая дама» Чайковского). Когда пришла пора помолчать несколько лет, он не мог себе этого позволить и навсегда сорвал голос.
Армейскую службу Уманский проходил в Москве в симфоническом оркестре ЦДКА, затем во МХАТе 2-м и в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Потом закончил Московскую консерваторию им.
По окончании учебы в 1939 году
Но грянула война, и многие оркестранты ушли защищать Родину. Уманского, уже зачисленного в ополчение, вернули, так как у него был обнаружен туберкулёз. Лёгкие успешно залечили, но инфекция в организме осталась и спустя некоторое время дала о себе знать. Оркестр в училище продолжал работать, хотя в нём остались музыканты, не подлежавшие по возрасту отправке на фронт.
С 1942 года Уманский был назначен художественным руководителем и директором Ярославской филармонии. Летом 1943 года он решил «привлечь симфонический оркестр музыкального училища в составе 25 человек к работе музыкально-литературного лектория». А в плане работы филармонии на 1944 год было записано: «Организовать салонный симфонический оркестр». И вот решением исполкома областного совета от 29 декабря 1944 года симфонический оркестр при Ярославской филармонии был создан.
«Первые концерты вновь созданного оркестра состоятся в Доме Красной Армии и в технологическом институте», — писала тогда газета «Северный рабочий».
С самого начала своего существования львиная доля работы оркестра приходилась на иллюстративное обслуживание лектория. Согласно отчёту филармонии, в 1945 году состоялся лишь один концерт симфонического оркестра. Он был посвящён творчеству Бетховена. И только на художественном совете филармонии, состоявшемся 31 января 1946 года, художественному руководителю и дирижёру Уманскому было предложено подготовить программу 1-го симфонического концерта к 15 марта. Александр Ефимович решил посвятить его творчеству своего любимого композитора Чайковского: 4-я симфония, сюиты из балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Е.А. Уманский руководил Ярославским симфоническим оркестром двенадцать лет. Это были трудные годы становления. Главной проблемой оркестра являлся недостаток профессиональных музыкантов: в 1946 году только восемь человек из тридцати имели специальное образование. Спустя три года после создания оркестра на слушательской конференции отмечалось, что «только теперь оркестр приобрёл настоящее симфоническое звучание», «появилась ансамблевость».
За этими успехами стояли самоотверженный труд, воля, любовь к своему делу и незаурядный талант дирижёра. Он сумел сплотить коллектив в дружную семью энтузиастов, преданных общему делу. Уманский был требовательным руководителем и в то же время считался с мнением музыкантов, которые были непременными членами художественных советов, принимая деятельное участие в обсуждении программ, выступлений оркестра, в решении жизненно важных для коллектива вопросов. Тон задавали фронтовики, как правило, музыканты полковых оркестров: Иван Лариков (флейта), Герман Ракуц (труба), Владимир Трофимов (туба), Виктор Владимиров (вторая труба), Михаил Коломейцев (тромбон), Владимир Пушкарёв (фагот).
В 1947 году оркестр дал 33 концерта. Звучала музыка Чайковского (1, 4, 5, 6-я симфонии), Бородина, Римского-Корсакова, Шостаковича. И хотя основная работа оркестра сводилась к иллюстрированию лекториев, у его музыкантов уже были свои постоянные слушатели — 400 человек. В жизни оркестра происходили события, которые можно было назвать значительными. Уманский предложил музыкантам, окончившим консерваторию, в частности
Но уже с начала 50-х годов Александр Ефимович Уманский начал чувствовать себя всё хуже. Приходилось подолгу лечиться, а достойного помощника в качестве второго дирижёра не было. К середине 1950-х оркестр оказался на грани ликвидации. Ситуация наладилась только после прихода в коллектив в 1956 году молодого дирижёра Юрия Арановича.