ГУЗАРСКИЙ Юрий Станиславович
ГУЗАРСКИЙ Юрий Станиславович (1885, Варшава — расстрелян 14 или 15 января 1919, Южный фронт) — один из руководителей жестокого подавления Ярославского восстания.
В некоторых источниках указывается, что
В начале Первой мировой войны Гузарский поступил вольноопределяющимся в 13-й драгунский полк 6-й кавалерийской дивизии 1-го Туркестанского стрелкового корпуса. Корпус входил в состав Особой армии Юго-Западного фронта, которым командовал генерал Брусилов. Дивизия воевала севернее города Млава на границе с Восточной Пруссией, затем стояла в Луцке, где размещался штаб корпуса.
В октябре 1917 поручик Гузарский был избран от 13-го драгунского полка депутатом Совета солдатских депутатов гарнизона города Ровно. Вступил в РСДРП (б). В ноябре участвовал в создании ВРК в Луцке. Вскоре был избран товарищем председателя корпусного комитета и членом ВРК особой армии. 18 ноября участвовал в подписании перемирия на германском фронте.
16 декабря 1917 назначен комиссаром неукраинских и неказачьих войск Юго-Западного фронта. В январе 1918 в Бердичеве участвовал в создании фронтового ревкома. Когда началось германское наступление, участвовал в боевых действиях в районе Одессы и Николаева, занимал пост начальника штаба Народной гвардии Юго-Западного фронта. В марте-апреле — председатель Чрезвычайного штаба по обороне Одессы и комиссар по формированию Рабоче-крестьянской красной гвардии юга России. Был членом Всеукраинского ЦИК.
В апреле — мае 1918 — верховный комиссар по формированию на Украине славянских революционных отрядов. Затем недолго был председателем Самарского чрезвычайного революционного штаба и начальником штаба Урало-Оренбургского фронта.
В июне 1918 отозван в Москву, назначен заместителем заведующего оперативным отделом Наркомата по военным делам. Отдел курировал агентурную и войсковую разведку и выполнял спецзадания Совнаркома.
13 июля 1918 года, в разгар Ярославского антибольшевистского восстания, Гузарский был направлен в Ярославль в качестве командующего южным участком Ярославского фронта. Его задачей было организовать наступление разрозненных отрядов красных, сосредоточенных на правом берегу Волги — вдоль реки Которосли до железной дороги и далее по железной дороге до волжского моста. Штаб Гузарского находился на станции Всполье (ныне — Ярославль-главный).
При подавлении восстания Гузарский проявлял беспрецедентную жестокость. Он постоянно требовал от Москвы присылки химических и зажигательных снарядов: «Необходимо заменить вышедшие из строя броневики, прислать новые броневики, а также тяжелую батарею, снаряды, в том числе химические и зажигательные… Если не удасться ликвидировать дело иначе, придётся срыть город до основания».
Через несколько дней Гузарскому удалось наладить взаимодействие с войсками северного участка, действовавшими на левом берегу Волги под командованием А. И. Геккера. Артиллерийским огнём красные войска варварски разрушали Ярославль. Город был взят в кольцо, прорваться сквозь которое было почти невозможно. Всех, кто пытался покинуть зону боевых действий, задерживали и помещали в фильтрационный лагерь на станции Всполье. Подозрительных расстреливали на месте.
21 июля город был взят. Часть участников восстания (в основном — члены штаба) сдались находившейся в городе комиссии по возвращению бывших немецких военнопленных в Германию, рассчитывая получить статус военнопленных. Руководитель комиссии лейтенант Балк принял сдачу и заключил сдавшихся под охрану в здании театра имени Ф. Волкова. Однако когда прибывший в театр Гузарский потребовал выдать сдавшихся немцам участников восстания, Балк выполнил это требование.
После подавления восстания Гузарский сам проводил допросы арестованных и принимал решение о казнях. Жена одного из участников восстания актриса Валентина Николаевна Барковская позже рассказывала: «Первый раз увидели Гузарского при перекличке пленных в театре‚ когда он был очень резок и очень бросался в глаза‚ действовал как диктатор‚ не считаясь ни с кем‚ даже с присутствующим лейтенантом Балком‚ на которого всё время прикрикивал». Из театра пленники были отведены на станцию Всполье. Там Гузарский допрашивал их в своём штабном вагоне. После допроса большинство (не менее 55 человек) были расстреляны прямо у вагона.
Расправившись с участниками Ярославского восстания, Гузарский отбыл в Москву. Жить ему оставалось менее полугода.
С 21 октября 1918 г. Гузарский был начальником 15-й стрелковой дивизии 9-й армии на Южном фронте. Войска фронта вели оборонительные бои против Донской армии генерала Краснова в районе Царицына и Камышина.
В октябре—ноябре 1918 г. положение на Южном фронте обострилось. Обладая многочисленной кавалерией, белоказаки нанесли советским войскам 8-й и 9-й армий ряд сильных ударов, принудив их к отступлению. 26 ноября 1918 г. ЦК партии обсудил вопрос о положении на Южном фронте. В постановлении ЦК, разработанном при ближайшем участии
«Революционный порядок» наводился показательными репрессиями. 14 января 1919 по приказу Троцкого «за невыполнение приказов командования, своевременную неявку в штаб и дискредитацию политработников» был арестован комдив-15 Гузарский. В тот же день военным трибуналом фронта он был приговорён к расстрелу. Троцкий так объяснил членам ЦК это решение: «Революционный начдив Гузарский самовольно нарушил приказ и дезорганизовал хорошо налаженную операцию. Он был расстрелян по постановлению трибунала, которому был предан мною. После этого митингование начдивов и комиссаров прекратилось. 9-я армия сразу перешла в наступление»…