НЕЗЛОБИН Константин Николаевич
НЕЗЛОБИН Константин Николаевич (настоящая фамилия Алябьев; 1857 — 4 мая 1930, Даугавпилс, Латвия) — актёр, театральный режиссёр, антрепренёр Ярославского городского театра в 1893/1894 гг., главный режиссёр в 1923/1924 гг.
Родился в купеческой семье. С раннего детства увлекался театром. В юности начал принимать активное участие в любительских театральных постановках.
В 1885—1886 арендовал театр в доме «Общества дешевых квартир» в Петербурге (Измайловский театр), где играл в спектаклях «Каширская старина»
Антрепренерскую деятельность Незлобин начал в 1893 году. Свою первую антрепризу он получил в Ярославском городском театре. Собрав сильную труппу, Незлобин сделал упор на классику, а самое почётное место в репертуаре отводил Островскому. В театральной деятельности он видел не только коммерческое предприятие, но и одно из высших проявлений служения обществу. Часть спектаклей он давал по удешевлённым ценам, сделав их доступными для бедных слоёв населения.
Городской театр в Ярославле
В дальнейшем Незлобин держал антрепризы в Вильне (1894−1900), Нижнем Новгороде (1900−1902), Риге (1902−1909). Для антрепризы Незлобина были характерны «наличие в труппе хороших актерских сил и равнение на репертуар лучших столичных театров» (иногда посреди сезона он выезжал в столицы смотреть новинки драматических театров). Стремился Незлобин и к стабильности актерского состава, исполнители служили у него подолгу.
В разное время в его в труппе играли
Незлобину, сочетавшему блестящие организационно-хозяйственные способности с подлинной любовью к театру, по мнению его артистов, сильно вредило «тяготение… к ролям героического репертуара». Обладавший несомненным комическим дарованием, Незлобин тем не менее переиграл без особого успеха множество драматических ролей: Незнамов в «Без вины виноватых» Островского (Ярославль, 1893), Чацкий в «Горе от ума»
Режиссерский дебют Незлобина состоялся в Нижнем Новгороде: в 1901 им были поставлены «Три сестры» Чехова. Среди его постановок «Пробуждение весны» Фр. Ведекинда (Рига, 1907), «Мелкий бес» по роману Ф. Сологуба (Москва, 1910), «Эрос и Психея» Е. Жулавского (Петербург, 1912), «Ревность» М. Арцыбашева (Москва, 1913), «Дело» А. Сухово-Кобылина, «Закон дикаря» М. Арцыбашева (оба Москва, 1916) и другие.
В 1909 Незлобин переносит свою антрепризу в Москву, где арендует Шелапутинский (Новый) театр. Режиссёром приглашается
В труппе театра в период его расцвета состояли
Мечтавший некогда совершить переворот в московской театральной жизни и затмить Художественный театр, Незлобин, заботясь о кассе, всё больше ориентируется на драматургию Арцыбашева, а его театр по сути сближается с театром Корша.
Работал Незлобин и в Петербурге: в сезоны 1911−1913 арендовал театр на Офицерской, где повторял спектакли, уже имевшие успех в Москве.
В 1913—1915 годах
После революции жил в Риге. В 1923—1924 руководил театром имени Ф.Г. Волкова в Ярославле.
В 1926 году снова вернулся в Ригу. Но к этому времени его слава уже померкла. В конце 1926 года он организовал на Московском форштадте (окраина Риги), на Спасоцерковной улице, 3 Народный театр. Это была его последняя попытка удержаться на театральном олимпе. Но выдержать конкуренцию с Русской драмой незлобинский театр не смог. «Этот последний его театр — резкий контраст с его прежними театральными предприятиями; несколько запылённых декораций, „реквизит“, помещавшийся в крохотной комнатушке, и деревянное здание театра на окраине города, зал на триста человек, в котором, увы, температура „доходила“ иногда зимою до 3 градусов… Актёры работали бесплатно, большинство из них днём были заняты на службе, и репетиции происходили только вечером. Каждую неделю ставилась премьера… Театр посещался большей частью местной публикой. Однажды, в последних рядах уселись двое бородачей в высоких сапогах, держа в руках… пилы. Очевидно, не доверили „струмент“ в гардеробе, а посмотреть театр всё-таки хотелось…», — так вспоминала этот театр русская журналистка и писательница Ирина Сабурова (журнал «Для Вас», 1935, 4 мая, № 19).
В сезон 1929/30 года театр перебазировался в Даугавпилс. Но там удалось продержаться только один сезон.
4 мая 1930 года Незлобин получил телеграмму, в которой сообщалось, что его театру отказано в правительственной субсидии, и сердце его не выдержало.
Похоронен Константин Николаевич Незлобин в Риге, на Ивановском кладбище.