ЗУБОВ Федор
ЗУБОВ Федор (ок. 1610 (по др. св. 1615), Соликамск — 1689) — выдающийся иконописец XVII в.
Родился в семье дьякона. С 1652 по 1662 — записной иконописец г. Устюга Великого. Там он прошел серьезную иконописную школу. Решающее воздействие на Зубова как на художника оказали устюжские мастера и иконописцы, работавшие по заказу «именитых людей» Строгановых. В отличие от искусства городов Поволжья, развивавшего преимущественно монументально-декоративную живопись, устюжские и строгановские мастера совершенствовали иконопись как станковое искусство. В иконе ценились рафинированная утонченность живописи, тонкая проработка деталей и разнообразие сюжетов, переданных с многочисленными подробностями. Виртуозный рисунок, красота чистых красок, обилие орнаментов (черни по золоту) часто сочетались с миниатюрным характером изображений. В Устюге Зубов писал иконы для местных церквей, работал по заказу Антониево-Спасского монастыря. Многие из его икон имеют авторскую подпись и дату создания. В 1653 Зубов участвовал в создании икон для иконостаса Успенского Собора Московского Кремля.
Ярославский период (1656 — 1661) — один из наиболее продуктивных в творческой деятельности художника. Ярославские купцы-меценаты Скрипины пригласили Зубова из Сольвычегодска и поручили ему написать иконы в церкви Ильи Пророка, пострадавшей после пожара 1658. В 1659 работа Зубова в церкви Ильи Пророка едва не прервалась из-за царского указа пожаловать в Москву для росписи Архангельского Собора Кремля. Однако братья Скрипины «умолили» царя отсрочить отъезд до окончания работы в Ярославле. Зубову принадлежат иконы местного ряда главного храма «Илья Пророк в деяниях», «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», «Вознесение», «Благовещение», рама иконы «Богоматерь Тихвинская». Вместе с братом Осипом Зубов написал «Покров Богоматери», «Святые перед иконой Богоматери Знамение» из Покровского придела.
Композиция икон строится на сочетании крупной фигуры святого, заполняющей всю плоскость иконы, и миниатюрных сцен жития, заполняющих фон. Житийные сюжеты тщательно обыграны и исполнены с большим артистизмом. Широкий художественный кругозор (использование западноевропейских образцов) сочетался у Зубова с самостоятельностью живописного языка. Особенно искусно писал Зубов лики и руки святых, которые выражали сложную гамму чувств.
Необычна иконография «Вознесения». Рядом с Богоматерью изображены Марфа и Мария. Разнообразны эмоции персонажей. Страстность и экспрессия отличают апостолов и ангелов. Драматизм события воспринимается как позднее раскаяние и сожаление о недостаточной вере.
Программа иконы «Святые перед Богоматерью Знамение» создана, вероятно, самими Скрипиными. Образ Знамения был родовой святыней этих купцов. В молении этому образу представлены наиболее почитаемые митрополиты Петр, Алексий, Иона, Филипп, Леонтий Ростовский — креститель Ростовской земли, чтимый ярославский святой, Стефан Сурожский — покровитель торговли, почитавшийся в купеческой среде. Святые изображены в состоянии вдохновенной молитвы. В письме иконы сочетаются два принципа: традиционный иконописный и «живоподобный», вызывавший много споров современников, но активно приникавший в иконопись.
Дальнейшая биография Зубова связана с Москвой. 27 лет он был жалованным мастером Оружейной палаты. Здесь он выполнял многочисленные царские заказы: расписывал кремлевские храмы, писал небольшие иконы святых, соименных царской семье, составлял чертежи, иллюстрировал рукописи. У Зубова были сыновья Иван и Алексей — прославленные граверы петровского времени. Ученики Зубова Иван Аникиев, Ермил Григорьев, Григорий Петров стали впоследствии известными мастерами.
В московский период Зубов написал икону для вдовы Вонифатия Скрипина Иулиты Макарьевны «Илья Пророк в пустыне» (1672, ЯХМ). Эти иконы, имеющие подпись и дату, позволяют осознать особенности почерка художника, возможности его творческого темперамента и уточнить его художественное наследие. Зубов умел тонко сбалансировать многовековое иконописное наследие с современными ему художественными новшествами. Его образы, наполненные чистого переживания, создают ощущение полноты бытия.
Творчество Зубова имело в Ярославле широкий резонанс. Его иконы из церкви Ильи Пророка стали крупнейшими образцами для местных иконописцев. Иконы, созданные по образцу зубовских, находились в Успенском соборе, в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, Федоровской Богоматери, Богоявления. У Зубова учились ярославцы Федор Игнатьев, Тихон Филатов, костромич Гурий Никитин, многие мастера Оружейной палаты.
Иконы Ф. Зубова хранятся в Москве, Ярославле, Великом Устюге.