ТИТОВ Андрей Александрович
ТИТОВ Андрей Александрович (28.10.1844, Ростов Ярославской губ. — 6.11.1911, Ростов Ярославской губ. Похоронен в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова Великого, у южной стены Зачатьевской церкви. Могила не сохранилась) — купец, предприниматель, земский и общественный деятель, историк, археограф.
Происходил из купеческой семьи. Основателем рода Титовых считается крестьянин Тит Иванов, принадлежавший в первой половине XVIII в. Борисоглебскому, что на Устье, монастырю. В 1781 Титовы были записаны в ростовское купечество, из их семьи вскоре выделилась самостоятельная московская ветвь.
Уже в раннем детстве он лишился обоих родителей. Воспитывался в доме своего деда — Ивана Андреевича Титова. Получил хорошее домашнее образование. Особую роль в формировании юного Титова, помимо специальных знаний и навыков для будущей коммерческой деятельности, играла целая программа его эстетического воспитания, которой уделялось большое внимание в семье: он хорошо рисовал, играл на скрипке, сочинял стихи. Первые опыты литературного сочинительства Титова относятся к началу 1860-х, когда известный столичный сатирический журнал «Искра» в его лице получил одного из своих деятельных провинциальных корреспондентов.
В 1866 Титов становится единственным наследником торгового мануфактурного предприятия своего деда, которое со временем значительно расширил, учредив в 1883 фирму «А. Титов и Ф. Малоземов». Магазины Титова по продаже текстиля находились в Ростове, Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге, на Нижегородской ярмарке. В 1897 совместно со своим родственником, известным ярославским купцом и меценатом, И.А. Вахрамеевым (Титов был женат на его сестре — Надежде Александровне) он учредил в Ростове товарищество «И. Вахрамеев и КО» — фирму, содержавшую цикорную фабрику, паточный и саговый заводы.
Важное место в жизни и деятельности ростовского коммерсанта занимала знаменитая Нижегородская ярмарка. На протяжении более 30 лет он являлся членом ее Биржевого комитета. В Ярославле Титов входил в состав учетного комитета отделения Государственного банка и был членом Ярославской биржи.
Он всецело принадлежал к той замечательной плеяде общественных и земских деятелей, появившихся в пореформенную эпоху, которые своим трудом, энергией и талантом воплощали культ живого, лишенного рутины и бюрократического равнодушия дела на благо общества. В 1872 он был избран гласным Ростовской городской думы и находился в этом звании вплоть до своей кончины. Под его редакцией в 1872—1888 вышло 10 выпусков думских «Журнальных постановлений», содержащих ценный материал по истории деятельности общественных представителей в провинции. С 1874 по 1904 Титов неоднократно избирался гласным Ростовского уездного и Ярославского губернского земств, в 1878−81 был председателем Ростовской уездной земской управы. Одно только перечисление выборных должностей Титова, далеко неполное, дает представление о масштабах его общественной активности: он был попечителем ростовской земской больницы, духовного училища, членом попечительных советов ростовской Мариинской женской гимназии и Плешановской богадельни, членом ростовского Училищного совета, директором Тюремного отделения, старостой ростовских кремлевских церквей, в 1893 избран почетным мировым судьей Ростовского уезда. Титов являлся членом многих благотворительных обществ, покровительствовал ряду церковно-приходских школ.
Непосредственным продолжением многогранной деятельности Титова в земских органах стали его публикации, посвященные различным актуальным вопросам жизни общества, народно-хозяйственным проблемам, зачастую имевшие характер серьезных и глубоких исследований. В земской литературе ему принадлежат многочисленные разработки статистических данных по вопросам народного образования, здравоохранения, торговли, кустарных промыслов, промышленности и сельского хозяйства. Естественно, что основным объектом изучения для Титова становился, как правило, его родной Ростовский уезд. Свои работы он публиковал, в основном, в «Вестнике Ярославского земства». Нередко критические статьи и заметки Титова появлялись и на страницах центральной прессы, порой в неудобном для губернских и уездных властей свете освещавшие их деятельность. Такое «вольнодумство» ростовского земца не осталось незамеченным властью и в министерских кабинетах, послужив причиной установления за ним в конце 1870-х гласного полицейского надзора, грозившего ему даже высылкой из губернии.
На время 1880−1890-х приходится расцвет творчества Титова как историка — увлеченного исследователя местной старины, и археографа — неутомимого собирателя и публикатора памятников письменности. Под наблюдением Титова проводилась капитальная реставрация ростовского Кремля, спасшая от окончательного разрушения знаменитый комплекс древнерусской архитектуры. В отреставрированной в 1883 кремлевской Белой палате по инициативе Титова был открыт Музей церковных древностей — один из первых в России провинциальных музеев.
Свою подвижническую деятельность в музейном строительстве и охране памятников истории и культуры Титов плодотворно сочетал с литературной научной работой. Общее число его трудов и изданий, по нашим данным, насчитывает более 600 названий. «Живым ростовским летописцем» называли Титова современники, ибо большая часть его работ была посвящена краеведческой тематике, составляющих теперь золотой фонд местной исторической литературы. Титов был сотрудником целого ряда исторических изданий, его статьи и материалы публиковали журналы «Русский архив», «Исторический вестник», «Русская старина», «Киевская старина», «Библиографические записки». Публикации Титова были нередки на страницах периодических изданий многих научных обществ, свои работы он присылал в «Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете», «Труды Московского археологического общества», «Летопись историко-родословного общества в Москве» и др. Он активно сотрудничал в ярославских, тверских, нижегородских периодических изданиях.
Научная и познавательная значимость трудов Титова определяется тем, что все они, от небольших заметок до объемных книжных томов, основывались, как правило, на изучении широкого круга исторических источников, основной запас которых он черпал из своего богатейшего рукописного собрания. Начало ему положила небольшая коллекция рукописей, доставшаяся Титову от его прадеда и деда. Однако целенаправленным это собирательство стало после знакомства Титова в конце 1870-х с известным коллекционером и археографом, исследователем древнерусской литературы Е.В. Барсовым. От него Титов получил первые навыки собирательской и археографической работы. Рукописи приобретались в Ярославле, Ростове, Угличе, Москве, Санкт-Петербурге, на Нижегородской ярмарке, — везде, где путешествовал и по делам коммерции бывал Титов. Он покупал рукописные материалы и книги целыми коллекциями: слависта, профессора Московского университета
Масштаб личности Титова и всего выполненного им поистине огромен. Еще современники писали, что он, «соединяя в себе коммерсанта, общественного деятеля и исследователя старины, всюду являлся довольно крупной величиной. В последней области он, как самоучка, смело может почитаться младшим Забелиным и в то же время одним из виднейших местных историков…» (В.Е.Рудаков). Научный авторитет Титова был признан целым рядом ученых обществ, принявших его в свои члены. Он являлся членом-корреспондентом Общества любителей древней письменности (1880), действительным членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1879), Московского археологического общества (1880), Русского археологического общества (1881), Одесского общества истории и древностей (1882), Русского географического общества (1883), Общества истории и древностей российских (1887), Общества ревнителей русского исторического просвещения в память имп. Александра III (1895), московского отделения Русского военно-исторического общества (1910), Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1910), почетным членом Псковского археологического и Орловского церковно-историко-археологического обществ, членом Костромской, Смоленской, Тверской, Ярославской и др. губернских ученых архивных комиссий (в Ярославской ГУАК в 1890—1894 был правителем дел), пожизненным членом Национального общества французских древностей в Париже (1906). За заслуги перед Отечеством Титов в январе 1911 был возведен в потомственное дворянство.
Документальные материалы о жизни и деятельности Титова отложились в нескольких архивохранилищах и рукописных отделах библиотек. Основным собранием этих документов является «