АРТЫНОВ Александр Яковлевич
АРТЫНОВ Александр Яковлевич (22.8.1813, с. Угодичи Ростовского уезда Ярославской губ. — 17.2.1896, там же) — этнограф, фольклорист, краевед, первый ростовский историограф.
Родился в семье богатого ростовского крестьянина Якова Дмитриевича Артынова, занимавшегося огородничеством и рыбными поставками в монастырь. По-видимому, страсть к историческим сюжетам на местные темы была семейной: дядя краеведа,
Артынов обучился грамоте отчасти самоучкой, отчасти — у учителя духовной семинарии в Тихвине. После смерти отца Артынова отдают в 1823 «в мальчики» в лавку к богатому родственнику в Ростов. Молодой Артынов много читает и ездит по России. Записи преданий и «сказок», рассказов на исторические темы начинает делать в 20-е гг. XIX в. Фольклор перенасыщает все, что он записывает, причем вымысел не отделяется от реальных событий. В 30-е годы он служит в лавке у своего тестя, а в 1843 открывает собственную мелочную лавку в Угодичах.
В 1849 Артынов знакомится с И. С. Аксаковым, ростовскими и ярославскими коллекционерами, краеведами Трехлетовым, Серебренниковым, Хлебниковым, редактором «Ярославских губернских ведомостей» Никольским. Около 1850 сочиняет историю своего родного села, привлекшую внимание историков. Первая публикация статьи об Угодичах появилась в ЯГВ в 1851. Тогда же его выбрали церковным старостой в родном селе.
После 1850 были созданы многочисленные капитальные рукописные сочинения Артынова. Он был ободрен вниманием известного историка России
Артынов написал множество вариантов своих главных трудов: «Истории села Угодич», «Истории Ростова Великого», «Ростовского летописца», «Сказок и легенд Ростовского края», «Памятников старины», «Ростовской мифологии», «Ростовских сказок», исторических трудов «Ростова Великого князья, иерархи и знаменитые люди», «Летопись бытия временных лет Ростова Великого» и других. В своем творчестве Артынов, создавая обширные фолианты, пользовался собственной коллекцией и собраниями других краеведов, сопровождая свои сочинения множеством примечаний, указателей, ссылок.
Однако, как отмечают исследователи творчества Артынова, для его стиля работы не существовало правил проведения границы между догадкой, домыслом и правдой, подлинным источником. В результате многие недошедшие до нас источники в пересказе Артынова утрачивают свою достоверность, многие из них попросту вымышлены. Его называют даже «лубочным литератором». Причудливость повествований Артынова в его пристрастии к сказочным персонажам: богатырям Тугарину Бор-Закедье, Силоволу, Русину и тому подобным легендарно-фольклорным героям. Своеобразен язык Артынова, сочетающий грубоватость раешника с нарочито книжными пассажами.
Вместе с тем, явление Артынова — это феномен, типичный для провинциальной историографии, в русле которой и нужно оценивать его самобытный, хотя и малообразованный талант. В конце жизни Артынов, ставший своего рода местной ростово-ярославской достопримечательностью, посетить которую в его селе Угодичи стремились приезжавшие культурные путешественники, не избежал потрясений. Он был голословно обвинен в каких-то злоупотреблениях по должности церковного старосты, и ему стоило немалого труда оправдаться.
Творческое наследие Артынова сохранилось во многом благодаря краеведу и собирателю А. А. Титову. Часть его находится в фонде Титова в РНБ (более 80 рукописных книг), другая часть сохранилась в Ростовском музее-заповеднике. Имеются его рукописи и в Историческом музее в Москве.