ЛИТЕРАТУРА Ярославского края (XVIII в.)
В историческом очерке «Ярославль при императрице Елизавете Петровне», созданном на основе архивных документов, Л. Н. Трефолев давал характеристику Ярославля середины XVIII века: «Историческая декорация Ярославля, прежде чрезвычайно блестящая, обращается в жалкие лохмотья и совершенно бледнеет». Рядом с государственным деспотизмом процветал деспотизм духовный. Особым колоритом отмечена фигура ярославского архиепископа Арсения Мацеевича, который насаждал православие арестами, плетьми и батогами, и «скорее похож был на сурового генерала, чем на любвеобильного духовного владыку». Заканчивая свой очерк рассказом о театральных начинаниях Федора Волкова, Трефолев делал вывод: «Он один искупает собою перед судом истории, Елизаветинский Ярославль».
Федор Григорьевич Волков (1728−1763) — основатель русского национального общедоступного театра, был разносторонне одаренным человеком. Выдающийся организатор театрального дела, искусный музыкант, создававший музыку к своим спектаклям, художник и скульптор, он был, по свидетельству современников, наделен и литературным талантом.
Волков был автором лирических стихотворений и острых эпиграмм. Новиков уверенно говорит о Волкове как авторе песен «Ты проходишь мимо кельи, дорогая» и «Станем, братцы, петь старую песню, как живали в первом веке люди».
Песни эти опубликованы Михаилом Дмитриевичем Чулковым, современником Волкова, бывшим некоторое время актером его труппы в Ярославле. В книге о Волкове, вышедшей в 1900 году в Ярославле,
Продолжателем культурных начинаний Димитрия Ростовского и Федора Волкова был Ростовский и Ярославский архиепископ Арсений Верещагин. В стихах семинаристов Верещагин воспевается как просветитель и покровитель искусства. Он дружил с поэтом М. Херасковым, с настоятелем Спасо-Преображенского монастыря Иоилем Быковским. Помогал Василию Санковскому в издании журнала «Уединенный пошехонец».
Культурная жизнь Ярославского края в XVIII веке, «столетии безумном и мудром», по определению Радищева, была достаточно многообразной. В ней оставили свой след представители дворянства, духовенства и деятели демократических кругов.
Большая заслуга в развитии русской литературы XVIII века принадлежит ярославцам
Василий Иванович Майков оказал влияние на самого Пушкина своим «Елисеем», где бойкость стиха соединяется с глубоким интересом к народному быту. Представителем ярославского дворянства в комиссии по составлению нового государственного «Уложения», был князь
В 1777 году было образовано Ярославское наместничество. Провинциальный до того Ярославль становится губернским городом. Первым ярославским генерал-губернатором становится воспетый Державиным покровитель искусства, бывший президент Камер-коллегии Алексей Петрович Мельгунов. Вокруг Мельгунова в Ярославле объединился кружок его единомышленников-просветителей, решивших преобразовать культурный облик города. В Ярославле открываются новые учебные заведения: гимназия с пансионом для детей дворян (1778), Главное народное училище для детей всех сословий (1786). Открывается книжная лавка, а также типография (1786), которая просуществовала восемь лет. В 1786 году в этой типографии отпечатан первый номер журнала «Уединенный пошехонец». Его издателем был
Свидетельством высокой книжной культуры края является и то, что в ярославском Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII века был обнаружен и открыт А. И. Мусиным-Пушкиным величайший памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». «Слово» было найдено случайно, но не случайно сохранилось в Ярославском крае, где уважительное, бережное отношение к книге было давней традицией.
Новое литературное направление, пришедшее в конце века на смену классицизму, — сентиментализм, — нашло своеобразное отражение и в ярославской литературе. В 1798 году вышла книга «Переславское озеро», автор которой скрылся под псевдонимом К-ры С-вой. Героиня этого почти неизвестного произведения — «прекраснодушная девица», наделенная «чувствительностью» и любовью к «трогательным событиям». Она отправляется в уединенную прогулку по берегам Переславского (Плещеева) озера. В сентиментальном (вслед за Н. М. Карамзиным) стиле автор описывает озеро, его берега, башни и стены монастыря. Воспоминания о Петре I, о его ботике — основаны на исторических фактах. Автор рассуждает о человеческой жизни, о крестьянском быте, который рисует в идиллических тонах.