КОРНИЛИЙ (Попов)
КОРНИЛИЙ (в миру Константин Константинович Попов); (7 (19) августа 1874, с. Никольское, Грязовецкий у., Вологодская губ. — 27 октября 1966, Горький) — епископ Рыбинский, епископ Романовский, викарий Ярославской епархии (1915−1921).
Родился 7 августа 1874 года в селе Никольском Грязовецкого уезда Вологодской губернии в семье служащего. В 1894 году окончил Вологодскую духовную семинарию и был определён псаломщиком при церкви села Черевково. В 1896 году рукоположен во священника и назначен противораскольническим миссионером и наблюдателем церковных школ Пермского уезда. В 1897 году овдовел.
В 1902 году поступил, а в 1906 окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Определён на должность Ярославского миссионера. 12 сентября 1909 года архиепископом Ярославским Тихоном (Белавиным) пострижен в монашество с именем Корнилий в честь преподобного Корнилия Комельского с оставлением в должности епархиального миссионера.
27 сентября 1912 года возведён в сан архимандрита, а в 1913 году по совместительству назначен настоятелем Троице-Варницкого Ростовского монастыря Ярославской епархии. В 1913—1914 годы слушал лекции в Ярославском отделении Археологического института.
Высочайше утверждённым 25 мая 1915 года докладом Святейшего Синода определён епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии с оставлением настоятелем Кирилло-Афанасиевского монастыря в Ярославле. Епископская хиротония состоялась 5 июля.
31 января 1920 года получил титул епископа Романовского, викария Ярославской епархии.
15 февраля 1921 года Патриарх Тихон назначил Корнилия епископом Сумским, викарием Харьковской епархии.
В мае 1922 года группа священников, связанных с ГПУ и использованных советской властью для борьбы с Патриархом Тихоном, объявила о создании Высшего церковного управления (ВЦУ) для руководства приходами, где священники уклонились в обновленческий раскол. ВЦУ начало создавать обновленческие «епархии» и назначать их руководителей. Часть священников, не разобравшихся в ситуации либо запуганных ГПУ, приняли ВЦУ.
В сентябре 1922 года в обновленческий раскол уклонился и епископ Корнилий. При переходе в раскол он сложил с себя монашество, но когда узнал, что обновленцы признают и епископов-монахов, официально отказаться от своего заявления. 19 сентября 1922 года он был назначен обновленческим епископом Вологодским. 24 января 1923 года возведён обновленцами в сан архиепископа. 6 мая 1923 года принял участие в «епископской хиротонии» лидера обновленцев Александра Введенского. Был участником обновленческого «Всероссийского Поместного Собора» 1923 года, на котором подписал незаконное постановление Собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона.
23 января 1924 года Корнилий был назначен обновленческим архиепископом Ярославским, сменив также уклонившегося в раскол митрополита Вениамина (Муратовского), переведённого ВЦУ в Петроград. Сразу по прибытии в Ярославль Корнилий развернул активную деятельность. В первую очередь он решил опереться на игумена Иакова Кузмина, который подвизался в Афанасиевском монастыре ещё в те времена, когда Корнилий служил там настоятелем. Чтобы заявить о себе, им требовался реальный успех. Поэтому было решено начать с возвращения контроля обновленцев над Афанасиевским монастырём и Знаменским храмом. «Операция» прошла в кратчайшие сроки, и это говорит о том, что она была, без сомнения, согласована с властями.
Но захват Знаменской церкви остался единственным «успехом» обновленцев. Верующие от них отшатнулись. Алексиевскую церковь Афанасиевского монастыря, отошедшую обновленцам вместе со Знаменской, в августе 1925 власти у них отобрали «для использования госучреждениями», поскольку общины здесь не образовалось, а службы проводились 2 — 3 раза в год. Ни один храм в Ярославле добровольно не перешёл в обновленческую епархию, а по губернии к концу 1925 их осталось всего 13.
10 апреля 1925 года Корнилий был переведён ВЦУ в Саратов. А с 1 сентября 1925 года он уже обновленческий митрополит Свердловский и Уральской области с местопребыванием в Свердловске. Участник обновленческого «III Всероссийского Поместного Собора» (октябрь 1925 года); избран членом обновленческого Священного Синода.
С 22 сентября 1926 года назначен обновленческим митрополитом Воронежским и всея Центральной Чернозёмной области. В 1927 году, будучи в обновленчестве, выступил с призывом к пастве об отказе от обновленчества, но сам остался в расколе. 2 октября 1928 года присутствовал на заседании пленума обновленческого Синода.
В 1935 году арестован, приговорён к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. В связи с этим 21 июня 1935 года указом обновленческого первоиерарха митрополита Виталия (Введенского) уволен на покой. Освобождён из лагеря в 1940 году.
В марте 1942 года указом первоиерарха митрополита Александра Введенского назначен обновленческим митрополитом Воронежским и Задонским. В том же году указом Александра Введенского назначен обновленческим митрополитом Ярославским и Костромским.
Пребывая в качестве обновленческого митрополита в Ярославле, где в 1915 году был возведен в сан епископа Русской Православной Церкви, он принял единственно верное решение — принести покаяние Святейшему Патриарху Сергию (Страгородскому) и вернуться в лоно Матери-Церкви.
4 декабря 1943 года, в 5 часов дня, в зале заседаний Священного Синода собрались Святейший Патриарх Сергий, архиепископ Иркутский Филипп, архиепископ Черниговский Симон, епископ Ульяновский Димитрий и управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Н. Колчицкий. Святейший Патриарх Сергий, в мантии и малом облачении, вместе с собравшимися архипастырями совершил краткое молитвословие, после чего присоединяемый из «обновленчества» епископ Корнилий прочел и вручил Святейшему Патриарху свое, за собственноручной подписью, покаяние, изложенное в следующих выражениях:
«Я, нижеподписавшийся, исповедую Господу моему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери и всем Святым, и тебе, Святейший Владыко, и вам всем, боголюбезнейшие отцы и братие, мое великое согрешение: еще в 1923 году я уклонился в обновленческий раскол и вот закоснел в нем до настоящего времени. Неправду обновленчества я чувствовал, старался даже не участвовать в канонических нарушениях: второбрачных не рукополагал, в хиротониях женатых епископов не принимал участия. Сделавшись жертвою злостного обмана, будто бы обновленческий Собор 1923 года требует от епископов-монахов отречься от монашества, я было заявил об отречении, но когда обман раскрылся, я поспешил открыто и официально отказаться от своего заявления и остался верен своим монашеским обетам. Тем не менее в обновленчестве я коснел, занимая архиерейские кафедры и за свою службу получая от обновленцев немалые почести — сан архиепископа, митрополита и даже патриаршее отличие — предношение креста при богослужении. Теперь я обо всем этом глубоко сожалею и искренно раскаиваюсь. Навсегда отрекаюсь от всякого общения с обновленческим сборищем, отвергаю полученные от них награды. Клятвенно обещаюсь до последнего моего издыхания быть верным и послушным служителем Святой Патриаршей Русской Церкви, в общение с которой принять меня усердно прошу и молю. Прости меня, Святейший Владыко, и благослови, и помолися о мне, грешном».
После принесения этого покаяния Преосвященным Корнилием Святейший Патриарх Сергий накрыл присоединяемого омофором и прочел над ним разрешительную молитву из чина исповедания, возложив затем на присоединяемого архиерейскую панагию. Взаимным архиерейским приветствием «Христос посреди нас» закончился чин принятия Преосвященного Корнилия (Попова) в сущем сане епископа в каноническое общение с Московской Патриархией и всею законной иерархией Русской Православной Церкви. В декабре того же года определено епископу Корнилию быть епископом Сумским и Ахтырским — на территории, только что освобождённой от фашистской оккупации.
В феврале 1945 года возведён в сан архиепископа за архипастырские труды и патриотическую деятельность.
13 апреля 1945 года назначен архиепископом Виленским и Литовским. Первым делом принялся за восстановление Свято-Духовского Собора Виленского монастыря. Добился возвращения мощей Виленских мучеников. В 1945—1947 годах управлял Рижской епархией. В 1946 году ко дню 50-летнего юбилея служения в священном сане награждён правом ношения креста на клобуке.
С 18 ноября 1948 года — архиепископ Горьковский и Арзамасский. 25 февраля 1955 года возведён в сан митрополита. 14 августа 1961 года ушёл на покой по болезни. Проживал в Горьком.
Скончался 27 октября 1966 года в Горьком. Был похоронен согласно завещанию в каменной часовенке на погосте Троице-Высоковской церкви, служившей с конца 1941 года кафедральным собором.