Улица Духовская (Республиканская). Часть II. Кварталы 55 и 48
Дом Бибикова и его владелец — городской врач Николай Иванович Бибиков. Реконструированный дом Евдокимовой. Утраченный дом Хомутова и его жильцы: музыкант и педагог Дмитрий Кучеренко и его жена — урожденная Анна Саренко, сестра городского архитектора Григория Саренко
Дом Бибикова
Этот дом (сегодня № 38/22, в 1917 г. — № 58/20, квартал 55) был построен в два этапа врачом Николаем Ивановичем Бибиковым. Его обращения в Строительное отделение по поводу строительства в 1913 году и перестройки антресолей с превращением их в третий этаж сохранились в архиве.
Фасад (ГАЯО, ф509/1−3491, лист 4)
Фасад (ГАЯО, ф509/1−3501, лист 4)
В 1916 году коллежский советник Николай Иванович Бибиков продал дом купцу Сергею Николаевичу Рожкову (509/4−20).
Николай Бибиков (1868−1926) — личность удивительная, многогранная. В его послужном списке, составленном в 1914 году, говорится: «Ярославский городовой врач, лекарь 8-го класса, в данной должности с 1901 года. По окончании курса медицинских наук в Московском университете удостоин степени лекаря в 1897 году. По выдержании подлежащего испытания лекарь Николай Бибиков утвержден в звании уездного лекаря, в чем выдано свидетельство в 1898 году. С 1901 года по ходатайству утвержден на должность городового врача. Согласно представлению директора Ярославской гимназии утвержден врачом гимназии с правами государственной службы с 1902 года. В ноябре 1909 года произведен за выслугу лет в чин надворного советника. В январе 1911 года награжден орденом Святой Анны 3-й степени» (ГАЯО, ф.1150/1-…).
В 1909 году
Интересную характеристику ему дали в мужской гимназии, где он работал в 1913 году: «Врач гимназии и преподаватель гигиены, надворный советник
Заядлый книжник и друг певца Леонида Витальевича Собинова, Николай Иванович в 1913 году опубликовал стихотворный перевод «Слова о полку Игореве», который многие исследователи считают наиболее близким к оригиналу древнего текста.
Николай Иванович был женат дважды. Первым браком — на дочери статского советника Ольге Кирилловне Доводчиковой, от которой у него было два мальчика — Игорь и Евгений. Игорь служил врачом и погиб 12 мая 1945 года, не оставив потомства. Евгений дослужился до звания подполковника медицинской службы и умер в 1965 году, оставив после себя сына Андрея Евгеньевича Бибикова. На сыне — Бибикове Андрее Евгеньевиче — фамилия, к сожалению, пресеклась, но врачебная династия продолжается и сейчас.
Дом Евдокимовой
Этот дом № 15 (в 1917 г — № 29, квартал 48) реконструирован после утраты от пожара, и сейчас продолжает привлекать внимание воссозданной ярославскими реставраторами архитектурой в стиле модерн.
В 1899 году дом относится к недвижимому имению, принадлежащему купеческой вдове Анастасии Васильевне Евдокимовой. Хозяйке принадлежали два новых деревянных жилых здания и новые деревянные службы. Само имение было приобретено
По документам переписи 1917 года имением владела вдова 53-х лет Шубина Александра Федоровна, жившая в одной из трех занятых квартир. Кроме хозяйки в этой же квартире значатся две работающие квартирантки. Сдача жилья и была указанным Шубиной доходом (642/2а-609, 627).
Кто же и когда построил этот дом — пока загадка.
Утраченный дом Хомутова
В настоящее время на углу улицы Республиканской и проспекта Октября — напротив дома Бибикова — огороженный забором пустырь. Здесь давно планируется новое строительство, которое всё никак не начнётся. А ранее на этом месте стоял деревянный одноэтажный дом (в 1917 г. — № 33/18, квартал 48), с которым были связаны судьбы нескольких замечательных людей.
В 1971 году этот дом запечатлел для потомков художник М. Сапожников. Он изобразил дворовый фасад дома, слева видно здание Управления внутренних дел.
1971 г. М. Сапожников. Дом Хомутова.
Более ранний вид этого дома сохранился в прошении коллежского асессора Николая Хомутова на исправление своего дома в 1841 году (76/1−73а, лист 89).
ГАЯО, ф76/1−73а, лист 89
В начале XIX века (1902 год) имение принадлежало дворянке Софье Николаевне Хомутовой (509/1−2588). В 1912 году участок земли с жилыми и нежилыми постройками у наследников Хомутовых купил Федор Алексеевич Некрасов (509/1−2676).
По документам переписи населения в 1917 году в квартире 1 в этом доме жил директор собственной музыкальной школы Дмитрий Митрофанович Кучеренко. Он имел дополнительный доход: преподавал пение в учительском институте. Его жена Анна Васильевна (сестра городского архитектора Григория Васильевича Саренко, по проектам которого построены немало замечательных зданий) давала уроки музыки. В семье было четверо детей. (642/2а-600).
ГАЯО, фотокаталог «Старый Ярославль», лист 305. 1919 год, Лазарев.
Семья Кучеренко сыграла важную роль в формировании музыкальной культуры нашего города.
1 сентября 1904 года в Ярославле открылись музыкальные классы, имевшие статус музыкальной шестиклассной школы с платным обучением. Они были организованы по инициативе и ходатайству Ярославского отделения Императорского русского музыкального общества.
Первым директором музыкальных классов и педагогом по элементарной теории музыки и хоровому пению стал Дмитрий Митрофанович Кучеренко, окончивший Московскую государственную консерваторию с золотой медалью, обладавщий незаурядными педагогическими и организаторскими способностями.
Кучеренко Дмитрий Митрофанович
Первыми преподавателями также стали лучшие выпускники Московской консерватории: ученица
В 1907 году состоялся первый выпуск музыкальных классов. О качестве подготовки выпускников говорит тот факт, что лучшие из них смогли продолжить свое образование в Московской и Дрезденской консерваториях и Московском филармоническом училище.
В 1910 году Дирекция Ярославского отделения Императорского русского музыкального общества, «желая дать твердое основание музыкальному просвещению в городе Ярославле, ходатайствовала перед главной дирекцией Императорского русского музыкального общества о преобразовании существующих музыкальных классов в музыкальное училище. Главная дирекция, рассмотревши это ходатайство, постановила: в виду достигнутых художественных результатов музыкальными классами, преобразовать таковые в музыкальное училище с 1 сентября 1910 г. с правами, этим училищам присвоенными».
Анна Васильевна с братом — архитектором Г. В. Саренко
После двух лет работы в музыкальном училище
После 1918 года училище превращается в «Ярославскую народную консерваторию».
В новых политических условиях музыкально-педагогическая школа Кучеренко больше не могла существовать как частная и была реорганизована на новых началах. Так с 1919 года школа Кучеренко стала Второй музыкальной школой первой ступени. А народная консерватория с 1921 года стала называться Первой музыкальной школой второй ступени.
По проекту директоров
Все учащиеся посещали спевки, для всех обязателен показательный хор. Был создан оперный коллектив, ученические оркестры: духовой, струнный, симфонический. Ученические концерты проводились не менее восьми раз в год. В июне 1922 года силами учащихся была поставлена «Царская невеста» Римского-Корсакова.
В 1928 году музыкально-хоровой техникум в связи с предстоящим изменением административно-территориального деления был переведен в город Иваново. В Ярославле осталась музыкальная школа первой ступени.
В 1933 году в связи с празднованием 35-летнего юбилея артистической деятельности выдающегося исполнителя и нашего земляка Леонида Витальевича Собинова 16 мая 1933 года музыкальной школе было присвоено его имя.
В 1934 году по инициативе Ярославского городского совета в городе вновь открылось музыкальное училище. Музыкальная школа имени Собинова вошла в его состав.
Представить человеческий образ Анны Васильевны помогает очерк Татьяны Владимировны Егоровой «Брат и сестра Саренко».
«Анна Васильевна (или Нюсенька, как ее звали в семье) родилась пианисткой от Бога: исключительные природные данные, чистая и ясная душа. Когда за ней стал ухаживать товарищ по консерватории Дмитрий Митрофанович Кучеренко, невидный, да к тому же инвалид, хромой, семья смириться с этим не захотела. На защиту Нюсеньки был делегирован брат, который объяснился с ухажером без тонкостей: «Еще раз увижу — спущу с лестницы». Кучеренко среагировал неожиданно живо: «Еще неизвестно, кто кого спустит», чем очень понравился Григорию Васильевичу, и тот вынес свой вердикт: «Нюсеньке виднее».
Так образовался их союз. В Ярославль после окончания консерватории супруги Кучеренко приехали вместе, и это была еще одна победа Дмитрия Митрофановича, ради которого Анна Васильевна отказалась от концертной деятельности.
Работая в музыкальных классах, Дмитрий Митрофанович развернулся вовсю. При классах он организовал хор «любителей и посторонних лиц», в который принял ни много ни мало — 80 человек. Вскоре стал руководителем музыкальной части десяти народных хоров по всей Ярославской губернии.
Пока муж занимался организационными и хоровыми проектами, Анна Васильевна не отходила от фортепьяно. Она раскрывала способности учеников, приобщала к секретам техники, учила извлекать красоту звучания из инструмента. Много и увлеченно играла сама — легко, естественно, ка поют птицы, вспоминают в семье.
После июльских событий 1918 года, когда многие преподаватели покинули город, супруги Кучеренко остались. Их школа стала одной из двух государственных. В 1919 году Дмитрий Митрофанович с Анной Васильевной дали 20 концертов и лекций для красноармейцев, выступали на фабриках, заводах, в народных театрах. В дополнение ко всему они открывают в это голодное и холодное время народную музыкальную школу со взрослой и детской группами, игрой на народных инструментах. В 1924 году отмечали 20-летие музыкальной и педагогической деятельности Анны Васильевны. Остались в памяти участников юбилея слова Адама Егоровича Богдановича: «Анна Васильевна, если Вы воспитаете хотя бы одну пианистку, подобную себе, то ваша миссия как педагога будет выполнена до конца».
Анна Васильевна умерла в 1930 году, Дмитрий Митрофанович умер раньше, после неудачной операции. Оставшись после смерти мужа с пятью детьми, Анна Васильевна взвалила на себя еще груз частных уроков, бывало, что ездила ради них даже за пределы города. Весной, во время поездки в Гаврилов-Ям, она провалилась в холодную воду. Возможно, это стало причиной болезни, которая привела к ее ранней кончине, в возрасте 50 лет".
Дом, в котором жила семья музыкантов и педагогов Кучеренко был снесён в конце 1970-х годов. В архиве сохранилась фотография, сделанная незадолго до того, как это место, связанное со столь именитыми людьми, стало пустырем.