ОБОЛЕНСКИЙ
Николай Леонидович
ОБОЛЕНСКИЙ Николай Леонидович (23 июня (5 июля) 1878, Москва — 11 марта 1960, Париж) — последний ярославский губернатор дореволюционного периода (1916 — 1917).
Николай Леонидович Оболенский был вторым представителем этого старинного дворянского рода, занимавшим пост ярославского губернатора.
До назначения в Ярославскую губернию Николай Леонидович Оболенский был председателем Особого комитета для борьбы с дороговизной в Петрограде. По повелению Николая II 1 ноября ему было приказано отправляться в Ярославль. В этот момент князь Оболенский был в чине статского советника. До его приезда губернией управлял ярославский вице-губернатор, Высочайшего двора камер- юнкер, статский советник князь
Князь Оболенский прибыл в Ярославль 17 ноября 1916 г. и вступил в управление «высочайше вверенной ему губернией». С вице-губернатором
Одним из первых постановлений князь Оболенский отменил до 20 декабря 1916 г. все ограничения на вывоз и ввоз продуктов на территории губернии и до 1 февраля 1917 г. отменил все таксы, то есть твердые цены на молоко и молочные продукты, мясо, колбасу, рыбу, крупу, макароны. Разрешалась свободная торговля этими продуктами без риска реквизиций для продавцов и покупателей. Но нехватка продуктов питания и других товаров была очень острой. Половина мужчин из деревни была к этому времени мобилизована в армию, на военные нужды было отобрано 20 тыс. лошадей и почти 30 тыс. голов крупного рогатого скота. Не случайно за годы войны посевные площади в губернии уменьшились с 430 до 330 тыс. десятин. Практически прекратился подвоз хлеба по Волге.
Численность рабочих за годы войны увеличилась с 44 до 50 тыс. человек, но заметно возросла доля женщин и подростков на предприятиях. На ЯБМ зарплата выросла с 1913 по 1917 г. с 17 до 53 руб., однако рост цен делал это увеличение несущественным. Только на нескольких предприятиях рабочий день длился 9 часов. Это были Ярославская Большая Мануфактура, Ярославский трамвай и Романовская мануфактура. А в основном рабочий день составлял 10 — 12 часов. За счет притока беженцев население Ярославля возросло до 125 тыс. человек. Нехватка продовольствия и рост цен неизбежно вели к росту стачечного движения. В январе 1917 г. бастовали рабочие Романовской мануфактуры, Главных Ярославских железнодорожных мастерских и мастерской по пошиву гранатных сумок в Ярославле. Рабочие некоторых отделений ЯБМ несколько раз останавливали станки, требуя прибавки 20 — 30 коп. в день на дороговизну. Росло недовольство среди крестьянства. Крестьянское движение не было массовым, но особенно «неспокойными» являлись уезды с развитым отходом — Угличский, Любимский, Даниловский. Из Петрограда и крупных городов доходили политические новости и революционные идеи. Происходили случаи сопротивления реквизициям скота и фуража, не прекращалось воровство из помещичьих имений. Губернатор в январе 1917 г. приказал отправить в некоторые уезды и селения стражников для соблюдения порядка во время реквизиций.
Антивоенные настроения наблюдались в воинских частях. Как сообщали князю Оболенскому жандармские власти, в декабре 1916 г. солдаты 9-й роты 210-го пехотного полка Ярославского гарнизона отказались ехать на фронт. Вызванные для усмирения бунтовщиков солдаты того же полка отказались стрелять в своих товарищей. Из собравшейся рядом толпы горожан слышались «крики сочувствия к солдатам и брань по адресу военного начальства». В Ярославле 23 февраля волновались новобранцы, недовольные питанием и жильем. Они устроили погром в городе, останавливали трамваи и били стекла в магазинах. Полиция и военный патруль прекратили беспорядки.
В эти самые дни забастовка в Петрограде стала всеобщей, а затем политическая стачка и демонстрация переросли в восстание. В столице победила революция. В Ярославле об этом узнали 28 февраля 1917 г. С 1 марта начались массовые митинги и демонстрации во всех городах. В губернском центре были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов. Совет военных депутатов возглавил прапорщик Б.В. Дюшен. Сформировался также временный исполнительный комитет общественного порядка. С 6 марта он назывался губернским исполнительным комитетом общественного порядка. На пост губернского комиссара Временного правительства был назначен член губернской земской управы, пошехонский помещик кадет К.К. Черносвитов. 3 марта 1917 г. ярославский губернатор князь Оболенский был арестован вместе с представителями охранительных органов. Из тюрем по всей губернии были освобождены политические заключенные. Смена старых властей в городах закончилась в марте, а в сельской местности — в апреле 1917 г. Однако в целом Временное правительство воспользовалось прежним аппаратом управления, и в новые органы власти без труда попали старые чиновники. При параллельном существовании органов Временного правительства и Советов в Ярославской губернии, как и по всей России, сложилось двоевластие.
Князь Оболенский вскоре был выпущен из тюрьмы и покинул Ярославль. В тяжелые времена, наступившие после Февральской и Октябрьской революций, он принял решение покинуть Родину.
В эмиграции князь
Он много сил отдал возрождению в эмиграции Семейного союза князей Оболенских и стал в 1957 году его первым почетным председателем. Умер в Париже в 1960 году. На его кончину некрологами отозвались только эмигрантские газеты, а в России этого никто не вспомнил и не заметил.
Князь и его супруга княгиня Наталья Степановна Оболенская, урожденная Соллогуб (1881 — 1963), были похоронены в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 1983 году их останки были перезахоронены на русском кладбище Кокад в Ницце (№ 129 bis)
В этой же могиле похоронен его сын кн. Николай Николаевич Оболенский (1905 — 1993) и его супруга кн. Елизавета Павловна, урожденная Демидова (1909 — 1979), дочь