ДЮШЕН Борис Вячеславович
ДЮШЕН Борис Вячеславович (1886, Санкт-Петербург — 1949, Москва) — губернский комиссар Временного правительства в Ярославской губернии в августе — октябре 1917 года.
Борис Вячеславович Дюшен родился в 1886 г. в Санкт-Петербурге (по другим сведениям — в Ревеле, ныне Таллин). Его отец был генералом от артиллерии, но сын поначалу избрал гражданскую карьеру. Борис Дюшен окончил Петербургский технологический институт, который был лучшим учебным заведением инженерного профиля в России в то время. Он стал специалистом высокой квалификации и в 1912 г. был удостоен медали Императорского русского технологического общества.
Когда началась первая мировая война, Борис Дюшен был призван в армию. Сначала он был направлен на учебу в военную электротехническую школу, откуда вышел с офицерскими погонами.
Б.В. Дюшен был прикомандирован к 148-му Каспийскому пехотному полку, вместе с которым участвовал в боевых действиях. После ранения Борис Вячеславович был отправлен в тыл и стал начальником группы учебных радиостанций в Рыбинске. Так он впервые попал в Ярославскую губернию. Здесь
Революция выдвинула на заметные политические роли немало офицеров разного ранга. Борис Дюшен представлял корпус младших офицеров, которые, с одной стороны, были ближе к солдатам, чем старшие по званию, а с другой стороны, имели за плечами гимназию и даже университет и могли бойко ораторствовать на митингах и собраниях. В чине поручика
В начале марта 1917 г. в Ярославле и других городах губернии быстро шло оформление новых органов власти. Как и по всей стране, в Ярославской губернии образовалось двоевластие: Советы и органы Временного правительства. 4 марта был создан Ярославский Совет рабочих депутатов, в исполнительный комитет которого вошли 12 меньшевиков и 3 большевика. Эсеры играли руководящую роль в губернском Совете крестьянских депутатов, созданном во второй половине марта 1917 г.
В связи с новым назначением Дюшен переезжает в Ярославль. Совет военных депутатов состоял преимущественно из меньшевиков, но создан он был по приказу начальника Ярославского гарнизона. Этот Совет должен был стать альтернативой более радикально настроенному Совету солдатских депутатов, не имевшему в своих рядах представителей офицеров. Совет военных депутатов просуществовал недолго и к апрелю 1917 г. распался. Однако за это время Борис Дюшен стал известным в Ярославле лидером.
В середине апреля состоялось первое организационное собрание Ярославской организации РСДРП, на котором присутствовало 20 человек, преимущественно меньшевики. 12 мая состоялось второе собрание с участием 50 членов партии. Здесь же был избран временный городской комитет РСДРП, в состав которого вошли пять человек, и в том числе
В связи с частыми отлучками
Тем не менее Черносвитов и Дюшен были очень разными людьми.
Самой примечательной особенностью переживаемого периода был развал экономической жизни и системы управления. Однако это в большей степени происходило под влиянием обстановки в стране, а не было связано исключительно с местными условиями или неспособностью Дюшена ориентироваться в государственных вопросах.
Утром 26 октября 1917 г. в Ярославль пришла весть о победе революции в столице. 27 октября в Доме народа (бывшем доме губернатора) на Волжской набережной состоялось заседание Ярославского Совета с участием представителей фабрично-заводских, полковых и ротных комитетов. Обсуждался вопрос «О политическом моменте», то есть о власти. Большинством голосов было принято решение о переходе власти в руки Советов.
В начале ноября был избран постоянный состав исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов, председателем которого стал большевик Н. Ф. Доброхотов.
В первые дни революции наряду с Советами еще продолжали существовать и работать старые органы управления. Ярославский Совет послал в эти учреждения своих комиссаров для установления контроля над их деятельностью. Но чиновники не хотели подчиняться новой власти и работать под ее контролем. При активном участии
Для борьбы с саботажем и контрреволюционными выступлениями Ярославский Совет в ноябре 1917 г. создал Красную гвардию. В губернии были закрыты все буржуазные и даже эсеро-меньшевистские издания. В декабре 1917 г. был упразднен губернский комиссариат Временного правительства, только земская управа и Ярославская городская дума еще некоторое время продолжали свою деятельность.
Б.В. Дюшен не скрывал своих антибольшевистских настроений, и новая власть имела все основания видеть в своем «товарище по партии» отъявленного врага. Боясь повторного ареста, Борис Дюшен скрывался. Он тайно жил в доме вдовы статского советника Александры Ивановны Сликлер на Казанском бульваре. Однако в марте 1918 г. Дюшен был вновь на короткий срок взят под стражу.
В июле 1918 г. он добровольно примкнул к антибольшевистскому мятежу, который возглавил А. П. Перхуров. Дюшен пошел на этот шаг вопреки решению местного комитета меньшевиков, постановившего воздержаться от участия в выступлении. Решение Бориса Вячеславовича было продиктовано исключительно его личной позицией и отношением к большевикам. Полковник
В первые дни мятежа
После подавления восстания
Дошли задами до Сенной площади, красные уже давно прошли ее. Посередине стоит китайская лавчонка. Товарищ подводит к ней: «Лезь, — говорит, — на потолок и лежи тихо, когда надо, приду». Лежать на сучковатых коротких жердях неудобно. Ну, да и на бульваре валяться в пыли с остекленевшим взглядом тоже невесело … Лежал я так 48 часов. На 49-м стало невмочь. Пусть уж лучше на улице, чем на этих полатях, и вылез ночью.
Народу мало. Подошел к стеклянной двери, посмотрел на себя, не узнал совершенно, стоит передо мной старик, лет этак на двести. Ну, думаю, батенька, нет меня больше на свете. Даже страшно стало. Иду по улице. Я, а как будто и не я. Так и пошел вон из Ярославля. На стене, смотрю, плакат с моей фотокарточкой. Ценили меня дорого, тысяч в 50. А я шел себе и шел".
Пешком, с большими трудностями, по лесам
Оставаясь непримиримым противником большевиков и их политики, Дюшен стал участником белого движения. Он воевал под знаменами
Далее Дюшена, как и многих других участников белого движения, ждала дорога в эмиграцию. Так 32-летний Дюшен попал в Германию.
В это время политическая позиция
Доказав свою лояльность и преданность установившемуся на родине режиму, в 1926 г. Дюшен получил возможность вернуться в СССР. С этого времени он жил в Москве, занимался преподавательской деятельностью. Правда, в 1935 г. он был арестован и приговорен к лагерному заключению.
Но в марте 1940 г. он был не только освобожден, но и взят на службу в «святая святых» — аппарат НКВД СССР. В этом ведомстве
Реабилитирован 5 июня 1989 года.
Его жизнь нельзя назвать спокойной.
Его биография своеобразно отразила всю сложность переживаемого страной времени. Можно сказать, что