1941 — 1945. Промышленность Ярославской области
в годы войны
В годы Великой Отечественной войны предприятия Ярославской области обеспечивали Красную армию вооружением и боеприпасами, авиационными двигателями и автомобилями, снаряжением и обмундированием, маслами и красками и множеством другой продукции.
К началу Великой Отечественной войны промышленное производство Ярославской области представляло созданный в годы первых пятилеток сложившийся комплекс, в котором основное место занимали машиностроительная и химическая отрасли, потенциально способные обеспечивать производство оборонной продукции. Накануне войны большинство машиностроительных предприятий получили необходимое оборудование, металл, техническую документацию для производства специзделий. Были увеличены ассигнования на оборонное производство. Принятые меры позволили в кратчайшие сроки освоить выпуск военной продукции.
Ведущие машиностроительные предприятия области (Ярославский государственный автомобильный завод, Ярославский электромашиностроительный завод, Ярославский завод «Красный Маяк», завод «Пролетарская свобода», Рыбинский завод дорожных машин и др.), сократив выпуск продукции мирного времени, освоили производство корпусов различных калибров снарядов, мин, авиабомб, гранат
Осенью 1941 г., в связи с угрозой приближения фронта к границам области, встал вопрос об эвакуации промышленных предприятий. В соответствии с решением Совета по эвакуации СССР от 16 октября 1941 г., Рыбинский моторостроительный завод был эвакуирован в г. Уфу; полностью эвакуирован из г. Ярославля завод № 62, выпускавший боеприпасы (впоследствии на производственной площадке предприятия работал Ярославский завод топливной аппаратуры). Частично были демонтированы и эвакуированы Ярославский судостроительный завод и Рыбинский катерозавод.
Поскольку в Ярославском крае сосредоточились предприятия, имевшие важное значение для обороны страны, особенно ввиду эвакуации аналогичных заводов с оккупированных территорий, руководство области выступило с инициативой частичной эвакуации важнейших производств и осуществления выпуска продукции на оставшемся оборудовании. На случай подхода неприятеля предполагалось все подготовить к уничтожению.
В ноябре 1941 г. с Ярославского электромашиностроительного завода были эвакуированы в г. Томск электротехнические производства,
В тяжелейших условиях осени-зимы 1941 г. машиностроители Ярославской области освоили производство деталей к реактивным снарядам «Катюша».
В 1942 г., после восстановления машиностроительного производства, показатели выпуска оборонной продукции выросли, составив в 1944 г. 223,4% к уровню 1941 г. За годы Великой Отечественной войны предприятия Ярославской области выпустили 113,8 тыс. корпусов снарядов, 5,9 млн. корпусов мин, 2,9 млн. корпусов авиабомб, 710,9 тыс. деталей реактивных снарядов (в т. ч. главных 162 тыс.), 27,7 млн. минных взрывателей, 26,9 тыс. автоматов ППШ, 35 тыс. минометов, 1,1 тыс. боевых катеров, 1,3 тыс. артиллерийских тягачей (всего 48,8 млн. оборонных изделий). За четыре года войны фронт получил 50 млн. ед. боеприпасов и вооружений. Общий вес только одних снарядов, мин и бомб составил 84,2 тыс. т. Отгрузка основных видов боеприпасов потребовала 16,1 тыс. железнодорожных вагонов.
Ярославские предприятия выполняли и перевыполняли задания ГКО. Героический труд работников области неоднократно отмечался орденами и медалями, почетными знаменами и премиями. По итогам Всесоюзного соревнования в годы Великой Отечественной войны заводы Ярославской области 135 раз были отмечены,
Предприятия химической, нефтяной и резиновой промышленности занимали одно из ведущих мест среди основных отраслей и имели оборонное значение. С началом Великой Отечественной войны заводы были полностью перепрофилированы на обеспечение нужд фронта, в их числе: Ярославский шинный завод, завод СК-1, асбестовый завод, лакокрасочные предприятия «Победа рабочих», «Свободный труд» и др.
Флагманом отрасли являлся шинный завод, обеспечивавший производство шин для авиации, артиллерии и авточастей Красной Армии. Лакокрасочные заводы «Победа рабочих» и «Свободный труд» были единственными в стране поставщиками для авиационных и судостроительных предприятий грунтов, лаков, нитролаков, применявшихся для покрытия подводных частей морских судов. Константиновский нефтеперерабатывающий завод им.
Осенью-зимой 1941 г., в связи с военным положением, начался демонтаж и частичная эвакуация промышленных предприятий отрасли. На заводе СК-1, шинном заводе было демонтировано до 50% производственных мощностей, частично демонтированы отдельные цеха Константиновского нефтеперерабатывающего завода им.
Значимость промышленного производства области хорошо понимал противник: в 1942—1943 гг. производственные корпуса Константиновского нефтеперерабатывающего завода неоднократно подвергались бомбардировке. В ночь на 10 июня 1943 г. 58 вражеских самолетов сбросили 342 фугасные и 1100 зажигательных бомб на важные военно-промышленные объекты г. Ярославля. В результате были подожжены и разрушены 10 цехов, лаборатория и склады шинного завода, 4 цеха и электросеть асбестового завода, 3 цеха и водопровод на регенераторном заводе, 6 цехов и главная контора на заводе СК-1, возник пожар на кордной фабрике. 20 июня 1943 г., при массированном авианалете 100 самолетов, возникли разрушения и пожары на заводе СК-1 и шинном заводе. За три месяца, в результате героических усилий коллективов предприятий и помощи государства, была восстановлена работа отрасли.
В годы Великой Отечественной войны на заводах области многое делалось для экономии сырья, топлива, изыскания местных ресурсов. Завод «Свободный труд» использовал 2,9 тыс. т охры, обнаруженной в районах с. Туношны и г. Петровска в результате проведенных геологических экспедиций. Всего предприятиями области было применено 18 тыс. т местного сырья вместо ввозимого ранее из других районов страны; местным топливом ежегодно заменялось 18,6 тыс. т мазута и 24,5 тыс. т каменного угля.
Несмотря на сложности военного времени, отрасль ежегодно наращивала объемы производства. По сравнению с 1942 г., в 1944 г. выпуск валовой продукции увеличился на 24,9%. Выпуск оборонной продукции всех предприятий отрасли вырос в 2 раза и в 1944 г. составил 198% к уровню 1941 г. Прирост производства по изделиям для авиации составил 180%, для танков — 277%, для артиллерии — 332%, по выпуску авиамасел — 113%, аэростатов наблюдения — 266%, аэростатов заграждения — 923%, резиновых лодок — 820%, понтонов — 673%. Производительность труда в отрасли, которая в годы войны выпускала 47,5% всей продукции резиновой промышленности страны, выросла по сравнению с довоенным уровнем на 30%. На заводах было освоено 455 видов новых изделий; предприятия росли технически, в строй вводились новые цеха и производства.
За героический труд и бесперебойное снабжение фронта в годы Великой Отечественной войны орденами и медалями СССР были награждены 100 работников химических предприятий области. Ордена Ленина получили начальник лаборатории СК-1 Б. А. Долгоплоск, директор завода «Победа рабочих» Д. Н. Васильев, директор шинного завода П. Ф. Баденков и др.
Большой вклад в обеспечение Красной Армии внесли предприятия текстильной, легкой и местной отраслей промышленности. За годы войны текстильщики Ярославской области выработали 143 млн. м специальной ткани,
Труженики предприятий легкой промышленности сшили для бойцов Красной Армии десятки тысяч полушубков, шуб, меховых жилетов, шапок. В три раза увеличили производство предприятия местной промышленности: они поставили 4,1 млн. шт. телогреек, шаровар, гимнастерок и белья. В 2 раза выросли объемы производства на предприятиях промысловой кооперации, выпустивших для Красной Армии 21,1 млн. ед. вещевого имущества.
Костромская промышленность в годы войны
В течение трёх первых лет Великой Отечественной войны в состав Ярославской области входила также территория нынешней Костромской области. Она была включена в Ярославскую область в марте 1936 года — после раздела Ивановской промышленной области на Ивановскую и Ярославскую.
Самостоятельный статус Костромская область получила только во второй половине 1944 года по Указу Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Костромской области в составе РСФСР» от 13 августа 1944 года № 801/1. Однако потребовалось ещё немало времени на создание областных управленческих структур — обкома ВКП (б), облисполкома, прокуратуры, правоохранительных органов
До этого времени Кострома имела статус города областного подчинения Ярославской области и центра Костромского района, за работу предприятий Костромы и всех других городов и районов совместно с соответствующими наркоматами отвечало руководство Ярославской области.
В связи с этим необходимо дополнить сведения о работе ярославской промышленности в годы войны информацией о костромских предприятиях.
Как и по всей стране, промышленность Костромского края была в кратчайшие сроки переведена на военные рельсы. Так, на заводах «Рабочий металлист» и им. Красина уже в конце 1941 года было развернуто производство спусковых механизмов для пистолетов-пулеметов ППШ. В 1942 году завод стал выпускать в большом количестве 122-миллиметровые снаряды, 120-миллиметровые мины, головки к реактивным снарядам, фотоавиабомбы «ФОТАБ-31», фугасные бомбы «ФАБ-100» и другие боеприпасы.
В августе 1941 года на костромские предприятия — лесозавод «Смычка», заводы «Красная маевка», им. Красина — поступило спецзадание на изготовление до 1 января 1942 года 30 тысяч пар лыж и палок к ним. Задание было перевыполнено: на фронт отправили более 33 тысяч пар лыж.
К концу 1942 года 26 промышленных предприятий Костромы освоили производство ранее не выпускавшихся видов изделий, которые требовались фронту. Завод «Смычка» наладил выпуск тракторных волокуш, саней, прицепов. Судомеханический завод стал выпускать новый вид катеров-тральщиков, судоверфь им. «Комсомольской правды» — лодки-волокуши, плашкоуты, завод «Красная Маевка» — корпуса для противотанковых мин. Кроме того, на Судомеханическом заводе освоили производство аэросаней.
Ответственные задания Государственного Комитета Обороны выполняли текстильные предприятия. Они давали фронту брезент, авиаполотно, парашютные лямки и пулеметные ленты, плащ-палатки, фильтросетку для авиапрома, обувную ткань, белье, ветеринарные бинты, спецверевку и шпагат для авиации, крученые нитки всех сортов, защитную ткань и многое другое.
Доцент Костромского текстильного института Вайнберг в ходе проводимых им в химической лаборатории института опытов разработал технологический процесс производства взрывчатого вещества — пироксилина из отходов текстильных льняных предприятий.
Важную роль в годы войны сыграли предприятия лесной промышленности. Кроме того, в Костроме работали эвакуированные в 1941 году в тыл Смоленский льнокомбинат и Ржевский механический завод.
В годы войны в два раза по сравнению с довоенным увеличила выпуск продукции металлообрабатывающая промышленность Костромы, в 1,7 раза — деревообрабатывающая.
Целый ряд костромских предприятий за ударную работу были отмечены высокими наградами. В 1943 году переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны было вручено Костромскому фанерному заводу, I и II премии — фабрикам «Искра Октября» и «Знамя труда». В 1944 году в течение трех месяцев Красное знамя ГКО удерживал Мантуровский район — за выполнение государственного плана заготовки и вывозки леса. В 1945 году переходящее Красное Знамя ГКО было оставлено на вечное хранение коллективу Судайского леспромхоза.